Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2009
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  07 апреля 2009

Далеко ли до LTE?

Для того чтобы обогнать кризис, надо бежать быстрее. Так вперед, за новыми технологиями? Или – торопиться медленно? На Telecoms World Russia & CIS 2009 однозначных ответов – при всей, казалось бы, их очевидности – не было.

Бытие определяет стратегию

Лейтмотивом форума стали, назло кризису, «стратегии роста, открывающие новые источники прибыли»: беспроводный доступ на базе Wi-Fi и WiMAX, модель виртуального оператора фиксированной связи («Ростелеком», собственной клиентской базы не имеющий, но вышедший в прошлом году на рынок конечных пользователей, планирует запустить свой первый пилотный проект уже летом), MVNO («Скай Линк»), дисконтирование (Tele2), монобренд в розничном бизнесе (МТС), таргетированная реклама в Интернете («Комстар-ОТС») и т.д. А порой сильнее экономических расчетов – Его Величество случай. Компании «Новател Украина» (из группы венгерской Magyar Telekom, «дочки» Deutsche Telekom) повезло: платежи за услуги идут в евро, а разница курсов валют составляет 40%. Тут и новая стратегия не нужна.

Расходы физических лиц на услуги фиксированной связи (в разных регионах – от 1 до 6% доходов) влиянию кризиса подвержены меньше, чем бюджеты корпоративных клиентов. И хотя в текущей экономической ситуации российские мобильные операторы испытывают трудности, степень которых зависит от обязательств по валютным долгам, на колени их не поставить, поскольку русский человек без мобильника – уже как без соли и спичек.

Но менее всего чувствительна к кризису, по словам К. Дроздовой (ГПКС), космическая связь – опять же как предмет первой необходимости: спутники загружены на 100% и дефицит ресурса прогнозируется до 2012 г. К тому же 24% заказчиков ГПКС – зарубежные клиенты, обеспечивающие выручку в валюте.

Среди неприятных тенденций – замедление темпов региональной экспансии ведущих компаний и уход с рынка небольших операторов. Денег на M&A у российских игроков в общем-то нет, но предприятия «с хорошей кредитной историей» проявляют интерес к операторам с долговой нагрузкой и развитой абонентской базой.

От конкуренции – к мирному сосуществованию

сетей, технологий, бизнесов. Объединение усилий Tele2 и Telia при продвижении 3G-услуг в Швеции, по словам Д. Корднер («Tele2 Россия»), выгодно обоим конкурентам. Tele2, имеющая лицензию на 3G, эксплуатирует 3G-сеть Telia, у которой лицензии нет. При 50%-ном владении ресурсами и 50%-ных же затратах 3G-услуги обходятся клиентам этих компаний значительно дешевле.

Д. Иванников, Orangе Business Services/CISГлавная задача операторов на ближайшее будущее – подготовка инфраструктуры сетей к поддержке нескольких технологий. В Барселоне, на Mobile World Congress, отметил А. Скородумов (Инфокоммуникационный союз), было объявлено, что уже в следующем году в мире ожидается точечное внедрение LTE.О намерении запустить LTE в период с 2010 по 2012 гг. заявили 26 международных операторов.

В России от принятия стандарта до коммерческого запуска технологии – дистанции огромного размера: 2G внедряли восемь лет, цифровое ТВ ждали девять, путь DVB-H к массовому потребителю может растянуться на 15. В российских реалиях сети 4G, и LTE в частности, – весьма отдаленное будущее. До фазы развития технологий, когда весь софт будет собран в одном «железе» (GSM/CDMA, WiMAX, LTE), не близко, и чтобы как-то ускорить процесс, нужно бежать быстрее.

Пока же, считает М. Рейтс (Tekelec), мир телекома – в большей мере 2,5G, чем 3G. Сети операторов связи, особенно мобильных, еще долго будут строиться на базе сигнальных сетей SS7: им нет альтернативы при организации роуминга и базовых услуг передачи голоса. GSM и EDGE прибыльны, чего не скажешь о WiMAX. Потому-то так высока среди сотовиков ставка на LTE: это прямая дорога к «широкополосным» прибылям от фантастически растущего трафика данных.

Для корпоративного сегмента, в котором важно понимать, как продукт будет развиваться, беспроводной ШПД пока не нужен, утверждает П. Гореньков («Гарс Телеком»). Сейчас в этой технологии каждая новая «железка» и решение отрицают предыдущие. Предпочтение отдается проверенному (пусть и не самому быстрому) фиксированному доступу. Так что операторы фиксированной связи конкурентного давления беспроводных технологий особо не опасаются.

...А что же с LTE в России? Прогноз экспертов неутешителен: пройдет лет десять, прежде чем услуги беспроводной связи 4G станут доступны жителям крупных российских городов. Ведь и 3G на наших бескрайних просторах пока в диковинку.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!