Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2007
Александра КРЫЛОВА  05 ноября 2007

CIO к участию в стратегическом управлении бизнесом готовы!

Изменения в бизнесе, нарастание которых регистрируют эксперты и аналитики, не могут не затрагивать ИТ-директоров. Какую роль в компании играют CIO (Chief Information Officer) сегодня и на какую они могут рассчитывать завтра? С какими задачами и проблемами они сталкиваются? Ответы на эти и другие актуальные вопросы искали участники Пятого съезда российских ИТ-директоров.

ИТ-директор и его место в компании

Несмотря на слово «chief» в названии должности, далеко не во всех компаниях CIO - это топ-менеджер, участвующий в проработке и принятии стратегических решений, подотчетный первому лицу компании и координирующий взаимодействие ИТ-подразделения со всеми остальными службами. Гораздо чаще руководство отводит ИТ-директору второстепенную роль - обеспечение функционирования корпоративной информационной системы (КИС) для поддержки основного бизнеса.

Между тем результаты опроса 248 ИТ-менеджеров, которые привел в своем докладе М. Антропов, заместитель директора Высшей школы бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, свидетельствуют о том, что сами CIO считают себя готовыми к участию в стратегическом управлении бизнесом. Отвечая на вопрос: «Какие качества вы цените в себе как в ИТ-директоре?», около 70% респондентов из компаний разного размера и разных отраслей выбрали компетентность и высокую квалификацию в области информационных технологий, 65% - понимание стратегии развития компании, в которой работают, 63% - умение управлять людьми и около 50% - понимание общих принципов управления компанией.

По словам М. Антропова, в основе подготовки CIO завтрашнего дня в ВШБИ лежит понимание того, что ИТ-менеджмент - это не обеспечивающая инфраструктурная, но стратегическая деятельность, критичная для современного бизнеса, его обновляющая и трансформирующая.

Задачи, на решении которых ИТ-директора должны сосредоточиться уже сегодня, сформулировал О. Зюзин, начальник управления информационных технологий УК «Лидер». В их числе формирование ИТ-стратегии и архитектуры предприятия; управление ИТ-рисками и изменениями; измерение эффективности (как прямой, так и косвенной) использования ИТ в компании, налаживание партнерских отношений с внешними организациями и структурными подразделениями, инновации.

 

ИТ-стратегия: статичный документ или динамичные действия?

Основной документ, регламентирующий использование и развитие КИС и отражающий баланс между возможностями ИТ и требованиями бизнеса, - ИТ-стратегия компании. Однако в условиях, когда развитие бизнеса ускоряется и срок жизни ИТ-систем неуклонно сокращается, этот документ нуждается в постоянной корректировке. «Если ИТ-стратегия статична, - заявил А. Пендоренко, CIO компании «Альфа-Страхование», - мы не будем успевать за развитием бизнеса». По его словам, уже через несколько месяцев после завершения внедрения КИС в компании «Альфа-Страхование», занявшего четыре года, ИТ специалисты задумались над архитектурой новой системы. Этого от них потребовало решение акционеров компании о выходе в розничный сегмент рынка.

Чтобы быть готовым к появлению новых бизнес-направлений, считает Д. Шевченко, CIO «Газтехлизинг», при выработке ИТ-стратегии нужно стремиться не столько подготовить всеобъемлющий документ, сколько предусмотреть все возможные сценарии развития компании и оценить, какая поддержка со стороны ИТ может потребоваться для их реализации. А М. Антропов, являющийся также и консультантом в области стратегического менеджмента и маркетинга и управления организационными изменениями, отметил, что любая, в том числе и ИТстратегия - это не документ, а система действий по реализации долговременных целей компании.

 

ИТ-директор и государство

По данным ассоциации производителей программного обеспечения Business Sofrware Alliance, в первом полугодии 2007 г. в результате проверок правоохранительными органами было выявлено 364 компании, незаконно использующие ПО членов BSA. Однако, как это часто бывает в России, в борьбе за «чистоту» используемого программного обеспечения не обходится без перекосов. О них-то и шла речь на круглом столе «Как ИТ-директору правильно взаимодействовать с государством?».

А. Тенцер, CIO фармацевтической компании «Катрен», хорошо знаком с практикой таких проверок, потому и задался целью привлечь к ней внимание общественности. Проводя проверки на местах, представители правоохранительных органов часто ищут в используемом компаниями ПО признаки, присущие лицензионным «коробочным продуктам». Интересуются, например, наличием наклеек, хотя они не предусмотрены схемой лицензирования продуктов для корпоративных пользователей, бухгалтерскими документами, которые часто находятся в головном офисе, а не в филиалах. А в случае сомнений, которые может вызвать использование предыдущей по отношению к указанной в лицензии версии ПО (действие, кстати, вполне законное), компьютеры могут и вовсе отправить на экспертизу, которая будет продолжаться месяц. Разумеется, подобные проверки - плодородная почва для вымогательств и злоупотреблений.

Впрочем, А. Тенцер дал участникам несколько практических советов, как избежать неприятного поворота событий: в каждом офисе или филиале иметь распечатанный счет-фактуру о получении программного обеспечения, просить всех проверяющих расписаться в книге проверок, разместить серверную подальше от посторонних глаз и заранее продумать, где взять запасные компьютеры. В компании «Катрен» системные администраторы во всех филиалах выучили инструкцию о том, что надо говорить проверяющим.

Выступивший от имени государства В. Васильев, начальник Департамента госполитики Мининформсвязи, подчеркнул, что не отвечает за работу МВД и не имеет ни полномочий, ни прав решить эту проблему «по мановению волшебной палочки». Однако он предложил поставить в известность о ней Россвязьохранкультуру, в ведении которой сейчас находятся эти вопросы.

 

Когда нужен аутсорсинг?

Вопрос аутсорсинга обслуживания информационных систем, пожалуй, можно отнести к категории «вечных». Не первый год он находится в поле зрения организаторов саммитов CIO. Надо ли говорить, что нынешний, пятый по счету, саммит не стал исключением?

Выступившие в этом году на круглом столе ИТ-директора охарактеризовали рынок аутсорсинга обслуживания корпоративных информационных систем как формирующийся и отметили, что доступные сегодня услуги не стандартизованы ни по цене, ни по качеству. Однако в ближайшие два-три года рост спроса на этом рынке будет взрывным.

Причинами взрыва В. Рябов, CIO Холдинга «Марта», назвал увеличение числа корпоративных информационных систем, а также наблюдающую уже сегодня нехватку ИТспециалистов. По мнению М. Дугаева, CIO банка ABN AMRO, катализатором роста рынка станут планы быстрого развития бизнеса и повышения его эффективности, которые есть сегодня у многих компаний. Тем не менее, считает Д. Сухачев, CIO компании Galina Blanca, внешние компании, занимающиеся поддержкой информационных систем, никогда не заменят полностью собственные ИТ-подразделения. Прежде всего потому, что никто не планирует передавать на аутсорсинг «всё и вся».

Вопросы информационной безопасности, убежден Д. Ночевнов, начальник департамента по новым технологиям и проектам компании «МегаФон», еще долгое время будут оставаться в ведении внутренних ИТ-служб, а кроме того, кому как не ИТ-директору ставить задачи перед аутсорсерами?

При этом обеим сторонам нужно повышать уровень своей корпоративной культуры в отношениях с партнерами. Заказчикам хотелось бы, чтобы аутсорсеры фокусировались на решении проблем клиентов, их потребностях. Те же, в свою очередь, ждут от ИТ-директоров четко поставленной задачи.

Шансы закрепиться на рынке аутсорсинга обслуживания КИС сегодня есть у всех: и у российских, и у зарубежных поставщиков подобных услуг, предлагающих готовые нишевые продукты и имеющих региональные сервисные центры.

***

«От Chief Information Officer - к Chief Innovation Officer», от «ИТ-директора - к директору по инновациям» - так сформулировали организаторы саммита его ключевую тему, и весь ход конференции показал, что по компетентности, умению стратегически мыслить и брать на себя ответственность российские ИТ-директора готовы к новому витку эволюции.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!