Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2009
Наталия КИЙ  13 октября 2009

Хамадун ТУРЕ: «У нас есть уникальная возможность вытащить мир из кризиса»

Генсек МСЭ д-р Хамадун Туре своих профессиональных корней не забывает: годы учебы в Ленинградском электротехническом институте связи, защита кандидатской в МТУСИ не прошли даром. Помнит и о 60-летии НИИ радио, и о 150-летии Попова. Во время ITU TELECOM-2009 открывал самый большой в МСЭ конференц-зал – имени русского изобретателя радио.

Хамадун Туре, Генсек МСЭ – А зал Маркони у вас есть?

– Мы работаем над этим (смеется).

– Господин генеральный секретарь, сказался ли глобальный экономический кризис на деятельности Международного союза электросвязи?

– Кризис позитивно отразился на нашей организации. Некоторые из государств-членов МСЭ считают, что это благодатная возможность развития. Вы знаете, что в китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает опасность, а другой –  возможность, шанс? Я очень удивился, когда это узнал. Азиатские страны именно так относятся к кризису, используя его диалектику как шанс.

Сектор ИКТ занимает в мировой экономике очень сильную позицию. Во время кризиса люди пытаются экономить деньги. Под сокращение в первую очередь попадают расходы на путешествия. А чтобы продолжать развивать бизнес, им приходится использовать услуги ИКТ –  видеоконференцию, передачу данных. Так что любой кризис открывает в ИКТ новые возможности. В настоящее время мы видим только одну обанкротившуюся компанию – Nortel. Думаю, подобные нерадостные события происходят в любое время, и до мирового кризиса случалось. В 2002–2003 гг. телекоммуникации уже переживали кризис. Не может же одна и та же отрасль проходить через кризис в течение одного десятилетия?! Более того, уроки, которые мы извлекли из кризисной ситуации шести-семилетней давности, работают и сегодня.

МСЭ сейчас в хорошей форме и, надеюсь, будет ее совершенствовать. С того времени, как я вступил в должность генерального секретаря МСЭ в 2007 г., я много занимался бюджетом организации, внедрял в деятельность МСЭ новые ИКТ-инструменты – и в результате работа нашей организации стала более эффективной, более прозрачной, а вклад в Союз государств-участников увеличился. Финансовая и управленческая дисциплина и по сей день в поле моего зрения.

И в отрасли, и в МСЭ дела идут неплохо. У нас есть уникальная возможность вытащить мир из кризиса. Именно сектор ИКТ –  единственный! – может позволить себе сопротивляться кризису. Наша отрасль в процессе своей деятельности генерирует новые рабочие места, новые сервисы, предлагает новые применения старым услугам. ИКТ – это инструмент для тех секторов, которые намерены выстоять и нацелены на рост: для здравоохранения, образования, безопасности, торговли. Поэтому, повторюсь, на деле кризис позитивно повлиял на нашу сферу.

Правительства разных стран, которые оказывают исключительное влияние на развитие телекоммуникаций, поняли, что ИКТ стимулируют инвестиции и помогают другим отраслям в развитии. Мы собираемся позиционировать нашу отрасль наиболее благоприятным образом и придать ей новый образ.

– Что понимается под новым образом?

– ИКТ находится в центре всех вопросов, которыми сегодня занят мир. При этом мы не являемся частью проблем – мы являемся частью решения. Пример: на нашу отрасль приходится 2–2,5% выбросов парниковых газов в атмосферу. Но мы же помогаем и решать эту проблему. К 2015 г., с переходом на цифровое телевещание, тепловые выбросы в атмосферу будут сокращены на 9/10 – это уникальная возможность способствовать замедлению изменения климата.

Возьмем недавний кризис в пищевой промышленности. Какое отношение имеют к нему ИКТ? На деле этот кризис был вызван не дефицитом пищи, а неправильным распространением и распределением продуктов питания. С этой проблемой способны справиться информационные технологии.

То же касается и финансового кризиса, промышленности, безопасности: мы – часть решения. У ИКТ –  ключевая роль. Чтобы развиваться в любой сфере, нужны инновационные инфокоммуникационные технологии. Поэтому мы – центр развития. И мы верим в это.

– Говорят, что цифровой дивиденд возникает раз в поколение. Сейчас он носит имя «цифровое телевидение». Как развивается ситуация с цифровым дивидендом в мире? Каковы региональные и страновые особенности?

– Мы рассматриваем цифровое ТВ как одно из ключевых технологических направлений. Его развитие и продвижение в МСЭ осуществлялось русскими исследователями, прежде всего Марком Кривошеевым, который отдал этой работе 50 лет жизни. Марка Кривошеева мы считаем отцом цифрового ТВ.

В сентябре мне пришлось быть в Нигерии. Рад свидетельствовать, что в Африке готовы соответствовать взятым на себя обязательствам и к 2015 г. окончательно перейти на цифровое вещание. Сэкономленные при переходе на цифру средства и ресурсы, тот самый цифровой дивиденд, позволят использовать дополнительные возможности развития, в частности активизировать внедрение цифровых технологий в других подотраслях телекоммуникаций, предоставить новые участки радиочастотного спектра для мобильной связи.

До эры цифрового ТВ нам осталось всего 6 лет. Необходимо определить модель финансирования, выстроить новую парадигму бизнеса. Очень много работы предстоит сделать. Очень важно для этого международное сотрудничество.

– Как вы оцениваете динамику внедрения цифрового ТВ в России и перспективы использования цифрового дивиденда, наличие которого в виде высвобождающихся частот все еще находится под сомнением в нашей стране?

– У вас молодой президент, который действительно ориентирован на высокие технологии и имеет серьезный управленческий опыт. Как известно, в России уже определен состав социального пакета цифрового ТВ из 8 каналов. Что необходимо, так это политическая поддержка, политическая воля – и она есть. А техническая готовность, база знаний в России были всегда, в любой период ее истории.

Основа реализации проекта цифрового ТВ – бизнес, который приносит прибыль. Таким образом, вам необходимо сотрудничество частного бизнеса, который делает инвестиции и получает прибыль, и правительства, которое будет создавать благоприятный климат для бизнеса.

Ничего плохого в получении прибыли нет. Наш опыт показывает, что партнерство с частным бизнесом приносит результат. Мы работаем с 700 частными компаниями, которые, в свою очередь, партнерствуют между собой. МСЭ доказал, что есть реальная и продуктивная возможность сотрудничества между странами и компаниями. Поэтому есть уверенность, что Россия выполнит свою цифровую работу в установленные сроки.

Разумеется, требуется эффективное распределение и управление радиочастотным спектром. В МСЭ Бюро радиосвязи возглавляет ваш соотечественник и высококлассный специалист Валерий Тимофеев. Ваша страна всегда очень активна при обсуждении вопросов управления спектром, и никто не поймет, если в России не будет эффективного частотного плана. Идеальной модели не существует. Страны для того и делятся опытом в рамках Союза, чтобы не повторять чужих ошибок.

– С помощью каких механизмов достигается согласие между 190 государствами-членами МСЭ, как компенсируются конкурентные интересы компаний?

– Все решения в МСЭ принимаются без голосования, потому что голосование в культуре нашей организации означает, что есть победители и побежденные. Этого допустить нельзя! Выигрывать должны все, приходя к совместным решениям! И в нашей организации это происходит ежедневно и ежечасно, поскольку мы не противопоставляем интересы разных стран и разных технологий.

Подход у нас технический, а технические проблемы, как правило, имеют техническое решение. Если у технической проблемы нет решения, значит, проблема поставлена неправильно. Таким образом, новые технологии – мостик для мирного партнерства стран и компаний.

Ваш телефонный номер уникален. В нем есть и региональные коды, и системы нумерации, которые распознаются другими системами и работают вместе. Вы, конечно, можете создать какую-то свою систему, но она не будет работать с другими системами и окажется в изоляции. От глобальной связности выигрывают все.

Если бы МСЭ в течение 145 своего существования не хранил и не воспроизводил эту великую культуру сотрудничества, то сегодня производитель телефона из Китая не мог бы говорить с производителем телефона в Финляндии.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!