Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2009
10 ноября 2009

Нацпроект закрыт. Что дальше?

У VSAT-связи особое положение в России. Она получила мощный импульс от государства, затеявшего широкомасштабные инфраструктурные проекты, но при этом пока не стала предметом массового спроса. Волна крупных госпроектов, на которой поднялись некоторые операторы, прошла, кризис в разгаре... Как теперь жить и где искать новые точки роста?

Ч а с т н и к   в   т у м а н е

«ИКС»: В США и других развитых странах счет частных клиентов  VSAT-операторов идет на сотни тысяч. Там частники – большинство, иногда подавляющее. А у нас их доля составляет считанные проценты. Есть ли сейчас в России предпосылки для роста доли частных пользователей VSAT-доступа?

Сергей ФИЛИППОВ, «Рэйс Телеком» Сергей ФИЛИППОВ, коммерческий директор, «Рэйс Телеком»: Доля частных пользователей на VSAT-рынке медленно, но увеличивается. Особенно это заметно на примере Московской области, где спрос на доступ в Интернет уже высокий, но еще мало надежных проводных и беспроводных каналов связи и много «белых пятен». С дальнейшим удешевлением VSAT доля частных пользователей будет расти, но в ближайшие 5–10 лет она, наверняка, не обгонит долю корпоративных клиентов.

Виталий КРАМАРЬ, директор, «Телепорт-Сервис»: Предпосылок для бурного роста числа частных пользователей, к сожалению, пока нет. В первую очередь из-за дороговизны оконечного оборудования и его установки. Для частного клиента также велики антенны VSAT (в среднем 1,2 м), и они не уменьшатся, пока не появятся соответствующие спутники над территорией России.

Александр ГРИЦУК, Advantech WirelessАлександр ГРИЦУК, глава представительства Advantech Wireless в России: Думаю, что у этого рынка пока туманные перспективы, хотя операторы активно стараются на него проникнуть. Дело здесь даже не в стоимости оборудования, а в нехватке и дороговизне спутникового ресурса, а также в том, что операторам сложно и дорого эти сети обслуживать. Соответственно, тарифы для частных пользователей слишком высоки. К тому же из-за дефицита спутникового ресурса очень высоки риски: проблемы с нашими бортами бывали неоднократно. Частный пользователь такие проблемы будет переживать тяжело.

Вера ТИПУГИНА, менеджер по маркетингу, Hughes Network Systems: В России широкого рынка для VSAT-оборудования пока не видно в основном из-за итоговой дороговизны услуги (цена космического сегмента, стоимость подключения хаба к наземному Интернету и обслуживания трафика наземными сетями, комплект разрешительной документации и т.п.). Тем не менее сегмент рынка SMB и SOHO показывает неплохой рост, даже несмотря на кризис. Поэтому для роста сегмента частных пользователей по завершении кризиса есть все предпосылки. Правда, произойдет это только при условии появления достаточного ресурса космического сегмента по более доступным ценам и дальнейшего упрощения и удешевления разрешительных процедур.

Вера ТИПУГИНА, Hughes Network SystemsНиколай РОГДЕВ, гендиректор, «Глобал-Телепорт»: Сегмент малого бизнеса в нашей клиентской базе присутствует, а физических лиц очень мало, просто единичные случаи. Но тенденция к росту есть. Сейчас стоимость VSAT-станции составляет $1,5–2 тыс., но в конечную цену для клиента входит немалая стоимость инсталляции и регистрации этого оборудования. К сожалению, все это зависит не от оператора. У нас есть тарифные планы, предусматривающие передачу клиенту оборудования в пользование, если он заключает договор на пять лет. Его суммарные затраты на Интернет будут, конечно же, выше, чем у клиентов обычных кабельных провайдеров, но там, где нет альтернативы, тарифные планы ценой от 2 тыс. руб. в месяц могут быть для физлиц уже достаточно интересными.

Р у с с к и е   V S A T

«ИКС»: Об отечественном производителе и его поддержке в России говорят с самых высоких трибун. А как все обстоит в реальности? Насколько российские разработчики и производители оборудования для спутниковой связи конкурентоспособны на российском и мировом рынках?

Александр ЛУЦЕНКО, КБ «Искра»Александр ЛУЦЕНКО, технический директор, КБ «Искра»
: Отечественные разработка и производство, к сожалению, очень сильно отстают от иностранных компаний, занимающихся решениями для сетей VSAT. Наука, кажется, давно отвернулась от этой темы. Наиболее приблизилась к разработчикам с мировым именем, на мой взгляд, компания «Истар» со своими спутниковыми модемами, но и здесь явно просматривается зарубежный прототип. Мы постоянно находимся в состоянии гонки за лидером, а нужен какой-то технологический прорыв, который позволит занять достойное место рядом с ведущими разработчиками и производителями оборудования для VSAT-сетей.

Олег ВАТУЛИН, первый заместитель гендиректора, «РуСат»:  Пока рано говорить о том, могут ли отечественные производители составить конкуренцию таким мировым вендорам, как Hughes, Gilat, ViaSat. Эти компании многие годы занимаются разработками и продвижением на рынке выпускаемого ими оборудования. Хотя интересные разработки есть.

Олег ВАТУЛИН, «РуСат»А. ГРИЦУК: Российские разработки только начали появляться на VSAT-рынке. В частности, оборудование компании «Истар». Судя по описанию, это должна быть хорошая технология, но я еще не слышал реальных отзывов о работе этого оборудования. Пока наши основные конкуренты в России – это зарубежные производители.

В. ТИПУГИНА: Продукцию российских производителей всегда можно сделать конкурентоспособной на внутреннем рынке с помощью законодательных мер. На мировом рынке они неконкурентоспособны. Можно разработать на бумаге самое передовое изделие, но его надо поставить хотя бы в мелкосерийное производство, для чего потребуются модернизация производственных линий и постоянные инвестиции в НИОКР. Широко рекламировавшееся изделие «Истар» пока не заявило о себе в реальных системах так, чтобы считать компанию существенным игроком.

Олег ТИМОШЕНКО, «Истар»Олег ТИМОШЕНКО, гендиректор, «Истар»: Немногочисленные российские разработки в области спутниковой связи создавались преимущественно для России и использовались исключительно в нашей стране. Российские разработчики панически боятся работать на зарубежных рынках, и это большая ошибка, так как очень тяжело сделать успешный продукт, если твой рынок ограничен только твоей страной, где потребление таких продуктов пока составляет всего несколько процентов от мировых объемов. Не способствует выходу на зарубежные рынки и наша предельно бюрократичная система экспорта и возмещения НДС. Трудозатраты на экспорт российского оборудования зачастую больше затрат на производство!

В своей стратегии мы исходили из того, что наш продукт должен продаваться во всем мире. Поэтому в дополнение к нашему российскому производству мы запустили полный цикл производства в Германии на мощностях нашего партнера. Кстати, параллельно с процессом российской сертификации наше оборудование прошло сертификационные испытания в Евросоюзе.

Николай РОГДЕВ, «Глобал-Телепорт»Н. РОГДЕВ: Ведущие российские VSAT-операторы уже построили свои сети на импортном оборудовании и вряд ли будут менять его на непроверенные российские продукты. Правда, российское оборудование при условии, что цена его будет ниже, чем у зарубежных аналогов, может заинтересовать небольших операторов.

К а - п е р с п е к т и в а

«ИКС»: В некоторых странах мира VSAT-операторы активно осваивают Ka-диапазон, имеющий ряд преимуществ по сравнению с уже освоенными Ku- и C-диапазонами. Реально ли открытие этого диапазона в России и как оно повлияет на наш VSAT-рынок?

Сергей ПЕХТЕРЕВ, «Сетьтелеком»А. ЛУЦЕНКО: Техническим заданием на новые космические аппараты «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» предусмотрены стволы Ка-диапазона. Как будет развиваться в России этот сегмент VSAT, пока сказать сложно. Необходимо протестировать и посмотреть на практике, как поведет себя радиолиния на таких высоких частотах, да еще в высоких широтах, в нашей климатической зоне.

Сергей ПЕХТЕРЕВ, гендиректор, «Сетьтелеком»: Безусловно, появление на борту ИСЗ «Экспресс-АМ4», «АМ5» и «АМ6» транспондеров Ka-диапазона – крайне отрадный шаг, который позволит легализовать этот диапазон в России, оценить работоспособность VSAT-терминалов в условиях российского климата (напомним, что чем выше частота, тем больше затухание радиоволн при дожде). Однако бизнес-модель прорывных проектов на Западе в Ка-диапазоне («К Стар», ViaSat-1 и т.д.) зиждется на возможности многократного использования частотного диапазона за счет принципа «сот» из узких концентрированных лучей и связанного с этим резкого снижения цены 1 МГц (до 8 раз!) по сравнению с Ku-диапазоном. На планируемых к запуску российских ИСЗ этот принцип пока не реализован, и ожидать такого ценового эффекта у нас на «АМ4» нет оснований. Так что, на мой взгляд, в 2010–2015 гг. никаких прорывов в этом направлении не предвидится.

Алексей ТРИФОНОВ-ЯКОВЛЕВ, «Московский телепорт»Алексей ТРИФОНОВ-ЯКОВЛЕВ, директор департамента развития бизнеса, «Московский телепорт»: Нормативная база по использованию Ka-диапазона не разработана. Если она появится к моменту ввода в эксплуатацию «Экспресса-АМ4», то VSAT-операторы начнут в этом диапазоне работать, и появление нового частотного ресурса позволит им развиваться.

О. ВАТУЛИН: Открытие Ka-диапазона кардинально изменит весь рынок VSAT в России. Но для этого необходимо выполнение сразу нескольких условий: принятие новой регуляторной базы для Ка-диапазона, появление новых спутников и доступного абонентского оборудования. И еще надо не забывать о том, что для получения от Ка-диапазона ожидаемого эффекта необходима инфраструктура, отличная от Ku-диапазона.

С. ФИЛИППОВ: Основная надежда на Ка-диапазон связана с удешевлением услуг связи, а также с установкой антенн небольшого диаметра. Есть и минусы, один из которых – чувствительность к погодным условиям. Но в любом случае использование Kа-диапазона даст новый импульс развитию услуг спутниковой связи.

Олег КУЦ, гендиректор «СТЭК.ком»: Ка-диапазон – это будущее VSAT-сетей. Однако важно отметить, что просто наличие транспондеров в Ка-диапазоне ничего рынку не даст, для развития этого направления операторам необходимо провести огромную подготовительную работу на земле.

Виталий КРАМАРЬ, «Телепорт-Сервис»В. КРАМАРЬ: Этот диапазон наиболее эффективен в странах, где чаще светит солнце. Как он поведет себя в России, мы узнаем только через полтора года. Диапазон, безусловно, интересен своей большой емкостью и меньшей стоимостью 1 МГц.

О. ТИМОШЕНКО: Помимо уменьшения размера антенн и мощности передатчиков пользовательских станций VSAT, Ka-диапазон позволяет отдалить возникновение дефицита орбитальных позиций, расширяя полосу пропускания уже освоенных орбитальных точек. Также в этом диапазоне намного проще вводить заявительные процедуры регистрации пользовательских станций. Я считаю, что у спутниковых транспондеров диапазона Ka с маршрутизацией на борту неплохие перспективы в России, однако необходима некая концепция, согласованная операторами спутников, производителями полезной нагрузки и VSAT-систем, а также регулятором отрасли.

С п у т н и к о в ы й   т о р м о з

«ИКС»: Каковы ваши прогнозы на развитие ситуации на российском VSAT-рынке в 2010 г.?

А. ЛУЦЕНКО: Думаю, что следующий год будет сложным. Последствия кризиса продолжат сказываться на развитии отрасли еще несколько лет. Операторы будут состязаться между собой и в стремлении завоевать клиента будут вынуждены повышать качество услуг и разрабатывать эффективные тарифные стратегии. Производителям оборудования нужно с пониманием отнестись к проблемам операторов и постоянно искать пути повышения эффективности технических решений и снижения цен на компоненты VSAT-станций. За последние год-полтора цены на спутниковый ресурс повышались несколько раз. Остается надеяться, что с запуском новых российских спутников ситуация изменится в лучшую сторону.

А. ТРИФОНОВ-ЯКОВЛЕВ: Мой прогноз: развитие рынка будет очень небольшим, а в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране возможно даже его сужение, что приведет к обострению конкуренции, к борьбе за клиентов. Цены на спутниковый ресурс будут расти, а на оборудование и услуги останутся на прежнем уровне.

С. ФИЛИППОВ: Цена на ресурс растет в условиях инфляции и огромного спроса. Хороший сервис смогут предложить только те операторы, которые вкладываются в технологическое совершенствование своих сетей. Конкуренция производителей оборудования будет только усиливаться, в том числе и за счет схожести технического функционала оборудования от разных производителей и невозможности сильно упасть в ценах. Ну а российские разработки будут постепенно отвоевывать свой «кусок» на отечественном рынке VSAT.

Олег КУЦ, «СТЭК.ком»О. КУЦ: В 2010 г. на российском VSAT-рынке революций не произойдет. Конкуренция обострится. Возможно, часть компаний уйдет с рынка. Цены на спутниковый ресурс и услуги связи особых изменений не претерпят, а вот на оборудование снижение цен вполне возможно.

А. ГРИЦУК: Рынок развиваться, конечно, будет, но отсутствие спутникового ресурса станет сильным тормозом. У производителей оборудования развитие перенесется в основном в средний или даже нижний ценовой сегмент. Конкуренция, соответственно, тоже сосредоточится преимущественно в этом сегменте. Мне кажется, что вендорам, которые имеют сейчас только громоздкие решения, будет очень сложно. Цены на оборудование постепенно снижаются. При выпуске новых моделей терминалов или модемов производители обычно оставляют цены на том же уровне, но функциональные возможности расширяют. Проектов сетей с тысячами станций в ближайшие годы, скорее всего, не будет, а будут строиться специализированные сети с небольшим количеством терминалов под конкретные корпоративные задачи с серьезными требованиями по эффективности.

О. ТИМОШЕНКО: Запусков новых российских спутников в ближайший год не предвидится, поэтому ожидать снижения цен на емкость без создания конкуренции за счет зарубежных аппаратов было бы наивно. Мы также ожидаем волну модернизаций VSAT-систем, закупленных 5–10 лет назад. Поэтому с уверенностью можно сказать, что спрос на VSAT-оборудование будет.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!