Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2009 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 08 декабря 2009 |
Кризисные уроки инновационной ИТ-экономии
На словах все признают, что без инноваций и информационных технологий наша экономика из кризиса не выберется, но на деле ИТ-подразделения стали чуть ли не первыми жертвами экономии.
Как внедрять инновационные решения в ситуации всеобщего и иногда панического сокращения затрат? Как с помощью ИТ повысить эффективность работы компании и получить конкурентные преимущества? И самое главное: как объяснить руководителям, принимающим финансовые решения, что инвестиции в ИТ могут принести компании прибыль даже в краткосрочной перспективе, не говоря уже о стратегических далях? Все эти вопросы в той или иной форме звучали практически в каждом выступлении на форуме «IT-лидер 2009».Положение действительно серьезное. Как отметил гендиректор компании КРОК Борис Бобровников, ИТ-отрасль оказалась в лидерах по падению: ВВП страны снизился примерно на 10%, объем промышленного производства – на 20%, объем ИТ-рынка – на 40% (причем это данные и IDC, и Минэкономразвития, совсем не склонного к «очернению» действительности). Отчасти «разгромные» цифры объясняются тем, что в докризисные времена многие компании тратили деньги на разные ИТ-проекты, не особенно задумываясь о последствиях. Похоже, что необходимость жить по средствам многих повергла в шок, но теперь пора вылезать из дыры. Правда, увеличить эффективность работы компаний в целом и их отдельных сотрудников до хотя бы «околозападного» уровня без ИТ не получится.
В принципе, рецепты повышения эффективности есть. Они уже активно внедряются в развитых странах и предлагаются поставщиками решений на российском рынке. Их можно свести к трем пунктам: аутсорсинг, виртуализация и облачные вычисления. Но проблема в том, что все они требуют определенных инвестиций (иногда немалых) и результат, несомненно, будет зависеть от конкретной реализации. А «национальные особенности» реализации чего бы то ни было у нас бывают, мягко говоря, разными.
По поводу аутсорсинга ИТ-сервисов разговоры у нас идут уже не один год, но настоящий рынок аутсорсинга в России только начинает зарождаться. Как заметил директор по ИТ PricewaterhouseCoopers Дмитрий Иншаков, игроков, которые действительно предоставляют ИТ-сервисы на высоком уровне, сейчас можно пересчитать по пальцам. Все, в общем-то, согласны, что победа аутсорсинга неизбежна, но произойдет она не завтра. Причем сэкономить, отдав обслуживание ИТ-инфраструктуры на сторону, вряд ли удастся, главное – формализовать и зафиксировать затраты на ИТ.
С виртуализацией ситуация выглядит более позитивной. Усилия поставщиков решений для виртуализации, предпринимавшиеся в течение последних пяти лет, не пропали даром. Технологии виртуализации сейчас стали внедрять даже относительно небольшие компании, потому что они реально позволяют сэкономить за счет существенного уменьшения количества используемых серверов и систем хранения данных, энергопотребления, затрат на обслуживание и времени ввода в эксплуатацию новых систем. Экономический эффект от виртуализации просчитывается довольно легко, однако ИТ-директору не всегда удается разъяснить «виртуальные» преимущества руководству компании. Даже в кризисные времена бизнес быстрее даст денег на новое оборудование, чем на виртуализацию. Мотив простой: «железо» потом хоть продать можно.
Заказчику на заметку Существуют способы экономии, которые не требуют инновационных решений. Джеймс Энсли, вице-президент и генеральный менеджер 3Com в регионе EMEA, заявил, что производители оборудования, как правило, пытаются убедить всех в том, что их решения намного сложнее, чем это есть на самом деле, и, значит, явно завышают цены. Он рекомендует заказчикам перед переговорами изучить финансовую отчетность производителя, чтобы убедиться в его надежности и понять, насколько его можно заставить снизить цены. Например, испанский оператор Telefonica таким способом «убедил» 3Com сократить свою маржу вдвое. Но ведь производитель все равно остался в прибыли! |
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!