Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2007
Владимир ЛИТВИНОВ  01 марта 2007

Либерализация дальней связи: год спустя

С момента официального начала демонополизации рынка дальней связи прошло немногим более года. Как из рога изобилия, посыпались лицензиаты – лишь единицы добрались до коммерческого предоставления услуг. Сектор развивается вполне предсказуемо, оставляя, однако, место разным оценкам, прогнозам и даже сюрпризам.

В.В. ЛитвиновДвадцать две компании заявили о своем намерении предоставлять услуги МГ/МНсвязи, получили лицензии и приступили к строительству магистральных сетей, установке узлов коммутации во всех регионах России, заключению необходимых договоров о взаимодействии с зоновыми операторами и сдаче построенных сетей комиссии Россвязьнадзора. И некоторые из них этот процесс уже завершили.

Как и ожидалось, первой получила префиксы доступа и начала предоставлять услуги МГ/МН-связи конечным потребителям компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ). Несмотря на то что основная масса пользователей услуг дальней связи – это абоненты холдинга «Связьинвест», доходы компании от дальней связи в 2006 г. составили порядка $100 млн. Результат достаточно позитивный, особенно если учесть объем проблем, с которыми пришлось столкнуться МТТ при организации услуг МГ/МН-связи – обеспечение доступа абонентов к зоновой связи, интеллектуальным услугам, подключение к услугам МТТ частных лиц и др. Поэтому и появились экзотические на первый взгляд договоры франчайзинга, услуги по виртуальной карте и т.д. Однако за прошедший год МТТ сформировал самое главное – базовую конструкцию системы управления предоставлением услуг МГ/МН-связи, причем не только корпоративным клиентам, но и частным лицам. Безусловно, второй, достаточно консервативный сегмент рынка требует существенных инвестиций в организацию бизнес-процесса и «раскрутку» услуги. Но вместе с тем клиентская база определяет коммерческую стабильность телекоммуникационной компании, так что в перспективе эти вложения оправданны. Кроме того, узнаваемость компании у массового потребителя может стать для МТТ источником дополнительных инвестиций на фондовом рынке.

Прошедший год не только подтвердил намерения по завоеванию рынка дальней связи крупных альтернативных операторов – «Голден Телеком», «ТрансТелеКом», «Эквант», но и представил этому рынку неожиданных игроков:
  • «Арктел» (известный «карточный» IPоператор) принял смелое решение о строительстве собственной сети с привлечением значительных инвестиций;
  • «Сумма Телеком» (созданная в 2005 г.) получила от «Транснефти» инвестиции порядка $100 млн и возможность использовать волоконно-оптическую сеть нефтяного гиганта и имеет неплохие шансы стать третьим магистральным оператором.
В целом, несмотря на значительное число выданных лицензий МГ/МН-связи (свидетельство интереса к этому виду бизнеса), темпы реального вхождения операторов в рынок дальней связи невысоки. И причин тому несколько:
  • многие операторы уже реально предоставляют услуги МГ/МН-связи;
  • организационно-технологические сложности при решении всего комплекса задач, связанных с выходом на этот рынок;
  • взаимоисключающие заявления высших чиновников смежных отраслей (МЭРТ и Мининформсвязи) о дальнейшей судьбе «Связьинвеста». В частности, образование телекоммуникационного гиганта – единой операционной компании «Связьинвест», как предлагает МЭРТ, делает нецелесообразным появление новых конкурентных операторов дальней связи.

Настоящие конкуренты

С конца 90-х годов на рынке услуг МГ/МН-связи сложилась достаточно любопытная ситуация. Названные услуги помимо национального оператора «Ростелеком» предоставляют практически сотни операторов фиксированной и мобильной связи. Причем сюда относятся как операторы сети общего пользования (МРК «Связьинвеста»), так и альтернативные, «карточные» операторы, которые, используя полученные ранее лицензии на передачу голосовой информации в сети передачи данных и услуги телематических служб, успешно развивают данный сегмент рынка. Следовательно, на деле либерализация рынка дальней связи началась около десяти лет назад при появлении в России интернет-телефонии и регламентирующих документов на выдачу лицензий. При этом к альтернативным операторам не предъявлялось требований по построению сети дальней связи, получению префиксов доступа, заключению договоров с операторами зоновой связи и т.д. А абоненту, для того чтобы сделать МГ/МН-звонок, достаточно с обычного телефона набрать местный номер и соединиться с узлом передачи речевой информации оператора, от которого вызов по IP-протоколу передается на телефон в другом городе или за рубежом.

Следует отметить, что, несмотря на вводимые для IP-операторов ограничения (необходимость получения лицензии на дальнюю связь и подключения к междугородному узлу для передачи голосового трафика), на рынке продолжают успешно функционировать сотни IP-провайдеров, ежемесячно продающих около 10 млн телефонных карт и обеспечивающих пропуск более 15% голосового трафика. При этом тарифы на некоторых направлениях у них ниже тарифов недавнего монополиста в 3–20 раз (например, минута разговора с Китаем из Москвы стоит у IP-операторов от 0,6 до 1 руб. и минимум 20 руб. у «Ростелекома»). Это и есть настоящие конкуренты «Ростелекома», которые адаптируются к новым условиям телекоммуникационного рынка (получают лицензии, создают агентские сети операторов дальней связи на приемлемых условиях и т.д.).

Фактически вокруг «Ростелекома» наросло множество мелких компаний-паразитов, которые демпинговали в борьбе за абонента, разрушая тем самым клиентскую базу и при этом практически ничего не вкладывая в развитие сети общего пользования. Поэтому темпы освоения рынка дальней связи новоиспеченными операторами не совпадают с прогнозами.

Вместе с тем ожидаемые продажи бизнеса IP-операторов были крайне незначительны, одна из наиболее существенных – покупка «Ростелекомом» «карточного» оператора «Зебра Телеком». Именно на поле борьбы с альтернативными «карточными» операторами должны бы быть сосредоточены основные усилия компаний «Связьинвеста», а на деле наблюдается в основном борьба МРК и «Ростелекома» – за перераспределение доходов от клиентской базы «Связьинвеста».

Позиции основного игрока

Как и ожидалось, в прошедшем году «Ростелеком» сохранил свое доминирующее положение на рынке дальней связи. Никаких стратегических перемен в компании не произошло, за исключением того, что стоимость ее обыкновенных акций в течение года выросла почти в 3 раза и достигла к концу 2006 г. 200 руб. (год назад – 70 руб.). Несмотря на дружные заявления аналитиков, что рост стоимости акций носит спекулятивный характер, акции скупались (в основном инвестиционным банком «КИТ Финанс»). Казалось, приобретать акции по финансовым соображениям нелогично: «Ростелеком» уже не монополист на рынке дальней связи, прибыль из-за новых правил взаимодействия упала вдвое, и тем не менее в первый год либерализации «Ростелеком» показал на фондовом рынке рекордно парадоксальные результаты.

Практически незамеченным осталось еще одно событие: «Ростелеком» попал в международный рейтинг MSCI, используемый для выбора объекта инвестиций консервативными инвесторами, в частности пенсионными фондами.

Как уже отмечалось, «Ростелеком» несколько лет ведет острую конкурентную борьбу за клиента с альтернативными операторами, в первую очередь в Московском регионе. Их демпинговая тарифная политика, гибкость и оперативность в принятии решений, наличие дилерских сетей с широкими возможностями вызывают отток клиентов, прежде всего малого и среднего бизнеса, от «Ростелекома».

Развитие сотовой связи также приводит к снижению темпов прироста междугородного обмена по сетям фиксированной связи. Вслед за пейджинговой связью жертвами бурного роста сотовиков стали таксофонная сеть (в Москве она сократилась втрое), в том числе междугородные таксофоны и переговорные пункты. Никакое совершенствование таксофонов (добавление функций выхода в Интернет, отправки SMS-сообщений, использование единой таксофонной карты) не в состоянии остановить процесс «усыхания» таксофонного парка.

В 2006 г. «Ростелеком» последовательно проводил политику приближения к конечным пользователям. Распространяя опыт московского филиала ММТ на всю территорию России, филиалы «Ростелекома» открывают в регионах центры продаж и обслуживания клиентов, где они могут получить полный комплекс сервиса – от заключения договора на необходимый пакет услуг до разбора претензий по выставленному счету (в течение года открыто 44 центра). В Москве такие центры создаются вместо низкорентабельных переговорных пунктов.

Вместе с тем привлечения серьезных технологических ресурсов требуют создание в филиалах «Ростелекома» системы расчетов с абонентами за предоставленные услуги, организация продажи услуг дальней связи, сопровождение биллинга (адресные картотеки), выставление и доставка счетов, сбор платежей и т.д. Если в московском филиале ММТ такая система функционирует в течение многих лет, то в региональных филиалах этот бизнес-процесс только формируется.

Прогноз на год второй

В наступившем году, вероятно, получат префиксы доступа и начнут предоставлять услуги МГ/МН-связи, наряду с МТТ и «Голден Телекомом», еще по меньшей мере две компании. Вместе с тем, думается, основными клиентами новых компаний дальней связи, вышедших на рынок в 2007 г., будут юридические лица, при этом, возможно, произойдет передел рынка корпоративных пользователей.

Конечно, 22 оператора, реально предоставляющие услуги дальней связи, – это много и для такой большой страны, как Россия, даже с учетом того, что в это число входят и мобильные операторы. Создание инфраструктуры для такого оператора предусматривает значительные (от $100 млн) инвестиции: на строительство каналов магистральной сети, 88 узлов коммутации, четырех международных узлов, семи междугородных транзитных узлов, системы биллинга, системы управления сетью, взаиморасчетов с абонентами и т.д. Если хотя бы треть лицензиатов пройдет все этапы строительства сети дальней связи, это будет очень хорошим результатом, но окупаемость проектов при этом потребует дополнительного исследования.

Альтернативные операторы, в первую очередь IP-провайдеры, в ближайшие годдва потеряют выданные лицензии МГ/МНсвязи в связи с окончанием срока их действия, что потребует от них принятия ответственных решений (о слиянии, продаже, ликвидации и т.д.).

Вызывает большие сомнения практическая реализация предложения МЭРТ о преобразовании «Связьинвеста» в единую операционную компанию, ведь в конечном итоге цель нашей страны – вхождение в ВТО и обеспечение свободной торговли.

В таких условиях в ближайший год наиболее стабильными представляются позиции МРК «Связьинвеста». Это определяется рядом обстоятельств:
  • наличием «последней мили» до абонента;
  • новыми тарифными условиями, включая повременный учет стоимости разговоров для частных клиентов;
  • действующими механизмами взаимодействия с операторами и клиентами, определяемыми регламентирующими документами;
  • внедрением новейших технологий, в частности цифрового телевидения, Интернета, основанных на широкополосном доступе и «последней миле»;
  • появлением в управлении компаниями нового эффективного игрока – «Системы Телеком», купившей через свое дочернее предприятие блокирующий пакет акций «Связьинвеста».
В целом «Ростелеком», функционируя в составе холдинга «Связьинвест», в ближайшие годы сохранит доминирующее положение на рынке дальней связи (в настоящее время он пропускает порядка 70% МГ/МНтрафика). Ареной конкурентной борьбы в наступившем году станут корпоративные клиенты, а физические лица в основной своей массе по-прежнему будут получать услуги дальней связи в компаниях «Связьинвеста». Однако в дальнейшем, если новые операторы дальней связи сформируют правильные маркетинговые стратегии и будут проводить адекватные рекламные кампании, а рыночная ориентация «Ростелекома» будет недостаточно динамичной, предпочтения клиентской базы (как юридических, так и физических лиц) могут измениться.-

Кстати, термин «дальняя связь» использовался в недавнем прошлом в основном при упоминании аппаратуры дальней связи, а отнюдь не в названии услуги междугородной/международной связи

Нельзя утверждать, что либерализация дальней связи обеспечила привлечение инвестиций в телекоммуникационную отрасль. Однако благоприятная рыночная конъюнктура, высокие прибыли сырьевых отраслей и неожиданные сценарии возможного развития «Связьинвеста» «раскручивают» капитализацию компаний фиксированной связи (стоимость акций «Связьинвеста» в 2006 г. выросла на 50% – до $7 млрд).

В последние годы в некоторых странах Европы (Италия, Великобритания) неожиданно возросло число частных переговорных пунктов, рассчитанных на эмигрантскую среду. Дело в том, что грамотные решения на уровне высших чиновников (льготные условия кредитования для частных лиц, льготные тарифы по расчетам с операторами) позволили заинтересовать малый бизнес и создать новые рабочие места, снизить социальную напряженность в обществе, привлекая клиентов низкими тарифами.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!