Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2010 |
28 января 2010 |
Пакет для компаний: больших или маленьких?
Казалось бы, пакетизация услуг связи началась именно в корпоративном сегменте телекоммуникационного рынка. Но можно ли называть предложения, которые готовятся оператором «под заказ» клиента, пакетными?
У оператора дальней связи – свои пакеты Пакеты услуг мы предлагаем корпоративным клиентам. Такие пакеты включают услуги МГ/МН-связи и номера «800», которые мы комбинируем с нашими интеллектуальными сервисами (SMS-хаббинг, рассылка SMS). Поскольку проникновение услуг «800» и МГ/МН-связи разное, пакетное предложение мы формируем индивидуально по запросу конкретного клиента: в пакет закладывается необходимый ему объем данных услуг. Стандартизация пакетов, на наш взгляд, в этом случае нецелесообразна. Что касается цен, то стоимость пакета услуг формируется исходя из рыночной ситуации. А если у конкурентов аналогичного пакетного предложения нет, то оператор пытается захватить для себя новые сегменты, включив в свой пакет новую услугу, например IPTV, чтобы отхватить как можно больший кусок рынка, пусть даже с потерей маржинальности. Однако в целом услуги в пакете более маржинальны, потому что в нем услуга, приносящая меньший доход, кросс-субсидируется за счет сильной, высокодоходной услуги.
Николай ЧУРАЕВ,
заместитель гендиректора по коммерческой деятельности ОАО «МТТ» |
«Пакеты» из услуг «800-й номер» и МГ/МН-связи под каждого конкретного клиента, безусловно корпоративного и крупного, предлагает и компания МТТ. «Поскольку проникновение этих услуг совершенно разное, делать стандартные пакеты из них бессмысленно», – убежден Николай Чураев (МТТ).
Впрочем, и у «Комкора», и у «Мастертела» стандартные пакетные предложения есть, они ориентированы на средние и небольшие компании. А вот Ю. Королева убеждена в том, что пакетные предложения наименее интересны клиентам такого масштаба: «Если компании нужны две услуги по 3 копейки, то, покупая их в пакете, она может сэкономить полкопейки, но неудобств будет больше, чем выгоды».
В. Пилипчук привел алгоритм, по которому формируется пакетное предложение АСВТ: «Шаг первый: выбор центрального и дополнительных сервисов. Шаг второй: их смешивание в пропорциях, отвечающих особенностям целевой аудитории. Шаг третий: проработка оптимальных технологий, исходя из структуры услуг, планируемой динамики продаж, а также перспектив развития технологий связи и экономических соображений». Совокупность этих факторов учитывается оператором и при оценке себестоимости пакетирования, и в процессе цено-образования.
И все же в строгом терминологическом смысле пакетирование, предполагающее объединение нескольких нужных клиенту услуг в пакет и предложение их со скидкой, является статическим, т.е. самым простым.Хотя и оно позволяет решать целый ряд задач. «Комкор» добивается с его помощью привлечения новых клиентов и увеличения продаж услуг за счет более низкой стоимости их подключения в одной точке. «Мастертелу», помимо этого, пакетизация дает возможность предлагать новую, конвергентную услугу, представляющую интерес именно в виде нескольких объединенных сервисов, например FMC.
Пакетное предложение МТТ работает на повышение лояльности пользователей. Так, отсутствие собственных сетей доступа зачастую мешает этой компании успешно конкурировать с другими участниками рынка услуги «800». «Именно благодаря пакетированию нам удается оставить клиента у себя», – утверждает Н. Чураев.
Не пакет, а комплексное предложение Для корпоративного рынка создать пакет с фиксированным набором услуг и четко заданным объемом их предоставления практически невозможно. У каждого клиента свои потребности в количестве телефонных линий, каналов передачи данных, объеме трафика и т.д. Единственный сегмент корпоративных пользователей, где можно применить такой маркетинговый инструмент, – это малый бизнес. Но даже здесь слово «пакет» будет подразумевать набор базовых услуг в различных комбинациях и разного объема. Например, при проведении акций мы предлагаем таким компаниям приобретение двух и более услуг со скидками на подключение. Наиболее востребованными в этом случае бывают комплекты «Интернет + телефония». Часто к ним добавляются услуги виртуального хостинга. На наш взгляд, правильнее говорить о нескольких разновидностях комплексных предложений. Первая разновидность – это подключение дополнительных услуг существующим клиентам со скидками. Вторая, более интересная, – создание набора услуг для заказчиков с разных вертикальных рынков. Например, компаниям финансового сектора мы предлагаем комплекс услуг, в рамках которого предусмотрено подключение к платежной системе Банка России, к различным финансовым информационным системам, таким как Bloomberg, РТС и т.д.
Дмитрий СИНИЦЫН, директор по маркетингу компании «Комкор»
(торговая марка «АКАДО Телеком») |
Предоставление одному клиенту сразу нескольких услуг, независимо от того, называется ли оно пакетным или комплексным предложением, позволяет оператору наращивать объем их продаж. «Если клиент обратится к нам за коммерческим предложением на «красивый» телефонный номер, – объясняет Е. Сандомирский , то наши менеджеры предложат ему и Интернет, и каналы, и ИТ-аутсорсинг. При этом, чем больше сервисов он купит, тем дешевле ему обойдется «красивый» номер. Такой подход обеспечивает больший доход за счет увеличения количества проданных услуг». А В. Пилипчук констатирует, что при пакетировании услуг, несмотря на уменьшение инсталляционной доходности от одного пользователя, доходы от абонентского обслуживания увеличиваются.
Не могли мы не спросить экспертов и о том, в каком направлении будет эволюционировать пакетное предложение для корпоративных клиентов. «Через три года наше предложение будет таким, каким его захотят видеть клиенты», – ответил Д. Синицын. «На мой взгляд, пакетное предложение операторов связи будет формироваться не только из телекоммуникационных услуг», – предположил Е. Сандомирский. От С. Бершева («Уралсвязьинформ») мы получили парадоксальный прогноз. «Через несколько лет, – мы откажемся от деления пользователей на частных и корпоративных и начнем сегментировать рынок по сообществам, – заявил он. – Ведь юридическое лицо – это сообщество людей, собравшихся на восемь часов для решения бизнес-задач. Мы будем работать с «физиками», создавать для каждого из них мощнейшие пакеты, которые будут динамически меняться в течение суток. И одновременно решать задачу объединения этих индивидуальных коммуникаций в сети, в том числе и в компаниях».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!