Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александра КРЫЛОВА  10 февраля 2010

Электронные деньги: пока инструмент новаторов

Сегодня электронными деньгами и интернет-банкингом пользуются новаторы: на долю  потребителей этих сервисов пока приходится соответственно 7% и 6% месячной интернет-аудитории. Однако, тех, кто хотел бы пополнить их ряды, существенно больше -соответственно, 14% и 12%,  что подтверждает убеждение участников этого рынка в том, что у платежных сервисов в сети солидный потенциал роста.

Такие данные привели в докладе на X Международном форуме iFin-2010 представители ФОМ - Людмила Преснякова, директор проекта «Человек и деньги», и Павел Лебедев, возглавляющий проект «Мир интернета». Напомним, что, в целом, по состоянию на осень 2009 г., ФОМ оценил месячную аудиторию интернет-пользователей в 39,2 млн. человек, а суточную – в 23,9 млн. человек.

Опрос 2000 человек, проведенный ФОМ в сентябре 2009 г.  в 44 субъектах РФ и 100 населенных пунктах, показал, что россияне из категории интернет-пользователей активней потребляют современные финансовые услуги в режиме офф-лайн  (берут кредиты, делают вклады до востребования и валютные вклады, имеют пластиковые карты и др.). При этом больше половины россиян (57%), пользующихся электронными деньгами, относятся к возрастной группе 18-30 лет и имеют высшее образование (54%), доход каждого третьего из них превышает 15 тыс. рублей, а каждый четвертый является предпринимателем или руководителем. Несмотря на то, что в большинстве  своем (78%) дома у них есть ШПД, 50% из них выходят в Интернет с мобильного телефона или КПК, а 62% потребляет платные сервисы в сети. 

Что касается пользователей услуг интернет-банкинга, то среди них преобладают люди в возрасте от 18 до 30 и от 31 до 45 лет, больше половины из которых люди с высшим образованием и почти треть – имеет доходы свыше 15 тыс. рублей.

Исследователи отмечают, что применение электронных денег по сравнению с наличными деньгами имеет целый ряд особенностей. В большинстве случаев они используются для оплаты услуг и хотя тратятся легче и быстрее и, в-третьих, размер виртуальной суммы, которую люди готовы выложить за одну покупку в режиме он-лайн, гораздо ниже той, которую они привыкли платить из своего обычного кошелька. 

При этом даже у новаторов, к которым, безусловно, относятся пользователи электронных денег и интернет-банкинга, есть определенные страхи и сомнения. По данным он-лайн дискуссии, проведенной ФОМ весной 2009 г., они боятся мошенничества в сети, считают  высоким размер комиссии за электронные платежи, отмечают ограниченность ассортимента товаров и услуг, доступных при таком способе оплаты, а также недовольны сложностью процесса конвертации электронных денег в наличные.   

Однако рост количества пользователей электронных денег и интернет-банкинга не смог остановить даже кризис. Это подтверждается сопоставлением данных социо-интернет мониторинга ФОМ за март и август прошлого года:  хотя в процентном выражении доля россиян, оплачивающих покупки с помощью электронных денег, а также управляющих своими банковскими счетами с помощью интернет-банкинга, за этот период не изменилась, абсолютное их число выросло вместе с аудиторией РУНЕТа.

Л. Преснякова не исключила, что не за горами возникновение «второй волны» интереса  интернет-пользователей к платежным и электронным банковским услугам, на которой их ряды заметно расширятся, однако называть точные сроки аналитик не стала.    

 

 

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!