Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2007
Алексей МИШУШИН  01 апреля 2007

Универсальные услуги связи: пробелы в правовом портрете

В конце декабря 2006 г. Государственная дума РФ внесла в Федеральный закон «О связи» изменения, уточняющие положения закона в части формирования резерва универсального обслуживания. Так законодатель откликнулся на постановление Конституционного суда РФ от 28.02.2006 г. № 2-П. Поправки в закон внесены, но все ли коренные вопросы разрешились?

А. МишушинВ феврале минувшего года Конституционный суд РФ признал, что взаимосвязанные положения п. 2 и 3 ст. 59 и ст. 60 ФЗ «О связи», закрепляющие обязанность операторов сети связи общего пользования осуществлять отчисления в резерв универсального обслуживания, не соответствуют статьям 10, 35 (части 2 и 3), 55 (часть 3) и 57 Конституции РФ в той мере, в какой данные положения, наделяя Правительство РФ соответствующими полномочиями, определяют объект и базу, максимальный размер ставки или критерии указанных неналоговых фискальных платежей (сбора).

По мнению Конституционного суда РФ, указанные элементы отчислений в резерв универсального обслуживания должны быть установлены непосредственно законом. Федеральному собранию РФ надлежало внести необходимые изменения и дополнения в ФЗ «О связи», а Правительству РФ – привести принятые им нормативные правовые акты в соответствие с внесенными изменениями и дополнениями в сроки, необходимые для их учета в федеральном бюджете на 2007 г.

Операторы связи замерли в ожидании. Как отреагирует законодатель на брошенный судебной системой вызов? С течением времени интрига лишь обострялась... Вопрос решал судьбу немалых денег. Развязка пришлась на конец 2006 г.

Изменение уровня нормативного акта, которым устанавливаются правила по уплате на регулярной основе платежей, не прихоть судебного органа, а соответствующий Конституции РФ механизм, устанавливающий гарантии прав для участников рынка. Придание нормам статуса федерального закона формирует условия для стабильного существования правового механизма, так как даже самое незначительное изменение становится возможным только после рассмотрения и принятия законопроекта на заседаниях обеих палат Федерального собрания РФ и последующего подписания законопроекта Президентом РФ.

Поправки внесены…

Итак, какие же изменения принес Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 59 и 60 Федерального закона "О связи"» от 29 декабря 2006 г. № 245-ФЗ?

Во-первых, из п. 2 ст. 59 ФЗ «О связи» исчезло упоминание о том, что средства резерва универсального обслуживания формируются исключительно на цели, предусмотренные законом «О связи», в порядке, определенном Правительством РФ. При этом компетенция устанавливать порядок расходования указанных средств сохранена за Правительством РФ.

Мининформсвязи РФ наделяется правом контролировать правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 318). Соответственно, от Россвязьнадзора и следует ожидать контроля за правильностью и своевременностью осуществления обязательных отчислений.

Во-вторых, изменился порядок формирования резерва универсального обслуживания (установленный Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 243), о котором упоминает Конституционный суд РФ. В новую редакцию ст. 60 ФЗ «О связи» введено понятие база расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) . Она определяется как доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Доходы определяются в установленном в РФ порядке ведения бухгалтерского учета. Как видим, изменился принцип определения суммы отчислений. Ранее, согласно постановлению Правительства РФ, исчислялась разность между доходами от оказанных услуг связи в сети связи общего пользования и доходами от оказанных услуг присоединения и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования. Из разницы доходов исключались суммы, уплачиваемые в виде налога на добавленную стоимость.

Представляется, что новая формулировка ст. 60 ФЗ «О связи» имеет более ясное смысловое выражение. Отпала необходимость детально анализировать содержание договоров, ранее заключенных с партнерами – операторами связи, чтобы выяснить, опосредует ли конкретный договор услуги присоединения или услуги по пропуску трафика в сети связи общего пользования. У операторов связи, многие годы работающих на этом рынке, могло скопиться большое количество договоров смешанного характера, из содержания которых порой непросто однозначно установить их предмет и, соответственно, учесть или, наоборот, проигнорировать полученные по такому договору доходы при расчете суммы отчислений.

Кроме того, следует ожидать некоторого изменения сумм, направляемых операторами связи в резерв универсального обслуживания. Можно предположить, что для оператора связи, деятельность которого преимущественно связана с оказанием пользователям услуг связи, сумма отчислений уменьшится, тогда как для оператора, основная деятельность которого заключается в оказании услуг присоединения, предоставления каналов связи и других услуг для операторов связи, она возрастет.

Небесполезным также представляется юридико-техническое уточнение, касающееся сроков платежей. В соответствии с новыми поправками, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

…вопросы остались

Хотелось бы обратить внимание на наименование услуг связи, относимых к универсальным. Согласно п. 1 ст. 57 ФЗ «О связи», к универсальным услугам связи относятся:
  • услуги телефонной связи с использованием таксофонов;
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.
Удивительно, но в «Перечне наименований услуг связи, вносимых в лицензии...», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. № 87, эти наименования услуг отсутствуют. Похожие сочетания слов найти можно, но об идентичности говорить не приходится. При этом в «Перечне лицензионных условий...», утвержденных тем же постановлением Правительства РФ, о выполнении лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи говорится в отношении следующих видов деятельности:
  • оказания услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов;
  • оказания услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа;
  • оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
  • оказания услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
  • оказания телематических услуг связи;
  • оказания услуг почтовой связи.
Отмечу, что услуги почтовой связи закон «О связи» не относит к универсальным услугам, поэтому нормы постановления Правительства РФ об оказании услуг почтовой связи в форме универсальных услуг связи выглядят не вполне уместными.

Подобные расхождения в наименовании услуг создают серьезные осложнения правого характера. Поскольку в законе «О связи» упоминаются услуги, не включенные в «Перечень наименований услуг связи, вносимых лицензии...», а также отсутствующие в «Перечне лицензионных условий...», возникает ряд проблем.

Пункт 1 ст. 29 ФЗ «О связи» устанавливает, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Нетрудно предположить, что услуги, приведенные в п. 1 ст. 57 ФЗ «О связи», должны подлежать лицензированию. Так ли происходит на самом деле? Каковы лицензионные условия для услуг телефонной связи с использованием таксофонов и услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа? Если телематические услуги связи, посредством которых осуществляется доступ в Интернет, предполагают также передачу факсимильных сообщений и сообщений электронной почтой, распространяется ли данный сервис на универсальные услуги связи? Как следует применять Правила оказания тех или иных услуг связи?

Эти и некоторые другие вопросы требуют своего разрешения. Очевидно, что нормы п. 1 ст. 57 и Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 г. № 87 остро нуждаются во взаимном согласовании. При этом, как представляется, базой для унификации наименований услуг должно стать именно постановление Правительства РФ.

Соответственно, к универсальным услугам связи вместо «услуг телефонной связи с использованием таксофонов», «услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа», как это излагается в действующем законе «О связи», следовало бы отнести услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов, услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, телематические услуги связи и услуги почтовой связи.

Только единообразие наименований услуг и применяемых принципов государственного регулирования может служить залогом создания непротиворечивого по своей сути законодательства, отвечающего нуждам общества.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!