Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2007
Александра КРЫЛОВА  01 мая 2007

За что заплатит абонент?

Для того чтобы мультимедийные сервисы быстро нашли массовый отклик в сердцах, а главное – в кошельках абонентов, нужно, чтобы клиенты осознали: новые услуги открывают доступ в Интернет в любое время и в любом месте, а еще лучше – приобрели привычку это делать. Подходы российских GSM-операторов к решению этой непростой задачи – предмет обсуждения в дискуссионном клубе «ИКС».

«ИКС»: Что вы можете сказать о динамике потребления услуг передачи данных и сервисов на ее основе вашими абонентами?

Дмитрий Багдасарян Дмитрий БАГДАСАРЯН, начальник управления маркетингом ЗАО «СМАРТС»: Доля доходов от услуг на основе передачи данных в структуре наших доходов от дополнительных услуг находится в пределах 15–20%. Этот показатель сильно различается в разных регионах и зависит в основном от благосостояния населения. Есть небогатые регионы, где жители чаще пользуются SMS, чем голосовыми услугами, так как традиционно этот способ общения считается более экономным. В этих регионах доля дополнительных услуг в наших доходах достигает 30%. Есть очень развитые регионы, где, соответственно, популярны более продвинутые услуги.

Объем трафика данных у нас сейчас резко растет, главным образом за счет покрытия сетью передачи данных новых территорий. Там, где сети GPRS/EDGE уже запущены, практически все, кто мог воспользоваться этими услугами, начинают пользоваться ими в короткие сроки. Этому способствует наша отработанная годами стратегия вывода инноваций: сначала бесплатно для всех желающих протестировать во время тестовой эксплуатации, затем по льготной цене во время опытно-коммерческой эксплуатации и только потом полноценные продажи качественных услуг.

Василий КУЗИЧЕВ, директор по развитию бизнеса «МегаФон-Москва»: Услуги на базе передачи данных EDGE/GPRS/WAP обеспечивают около 15% доходов оператора сети «МегаФонМосква» от дополнительных услуг в денежном выражении. Мобильный Интернет – наша самая динамично развивающаяся услуга. В зависимости от возможностей своего терминала абонент подключается к Глобальной сети через EDGE либо через GPRS. Все абоненты сети Московского региона имеют доступ к мобильному Интернету, и примерно 90% из них хотя бы однажды воспользовались этой возможностью. На деле Интернетом пользуются более 1 млн столичных абонентов «МегаФона», около 500 тыс. из них скачивают данные через WAP, а GPRS/EDGE регулярно пользуются 250 тыс. абонентов. Активный абонент скачивает через GPRS/EDGE 20 Мбайт данных в месяц, а пользователь WAP – до 1 Мбайт. За последние полгода интернет-трафик вырос на 35%. При этом за год WAP/GPRSтрафик увеличился в три раза.

Павел РОЙТБЕРГ, директор департамента развития продуктов и услуг МТС: Данные об объемах потребляемого нашими абонентами интернет-трафика, количестве пользователей услуг на базе GPRS/WAP мы не раскрываем. Могу только сказать, что доходы, которые принес нам WAP-портал, за год выросли на 250%, а доля обеспечиваемого им трафика с 10 до 30% от общего объема WAP/GPRS-трафика.

Зинаида ХОХЛОВА, и.о. директора по маркетингу массового рынка ОАО «ВымпелКом»: За 2006 г. объем трафика данных в сети «Билайн» вырос более чем в 3 раза. Мы наблюдаем очень высокую динамику роста числа пользователей и GPRS (за 2006 г. – в 5 раз), и WAP. Доля этих сервисов в доходах от дополнительных услуг демонстрирует стабильную тенденцию к росту. В среднем за год она составила 17–18%, а в 4-м квартале увеличилась до 24%

«ИКС»: Что делается для того, чтобы ваши абоненты активнее пользовались мобильным доступом в Интернет, услугами на основе передачи данных?

Д. БАГДАСАРЯН: Все дополнительные услуги СМАРТСа сейчас выводятся на рынок под суббрендом «СМАРТсФОН», и этот проект, объединяющий WAP-, веб-порталы и sim-меню, мы активно продвигаем. При этом объясняем абоненту, что в руках у него не просто мобильный телефон, а «СМАРТсФОН», с помощью которого он может найти практически все, что ему нужно, пользоваться всеми необходимыми ему сервисами. Например, человек, имея бюджетную модель, не поддерживающую GPRS, может зайти через Интернет на страничку «СМАРТсФОН» и отправить оттуда MMS. Общая идея такова: не надо тратить деньги на супердорогие смартфоны, просто подключите любой телефон к сети СМАРТС и он превратится в «СМАРТсФОН».

Василий Кузичев В. КУЗИЧЕВ: На сети «МегаФон-Москва» 100% базовых станций сегодня поддерживают технологию EDGE. Независимые тесты показывают, что качество передачи данных в нашей сети стабильное: обрывов мало, скорость высокая. Большинство наших абонентов выходит в Интернет через WAP, но любой из них может зайти на сайт или обратиться в call-центр и получить настройки GPRS для своего терминала, и это обойдется ему дешевле.

Профессиональным, активным GPRS/EDGEпользователям мы предлагаем три тарифных плана: «Коммуникатор», «МегаФон-модем» (вместе с PCMCIA-картой производства Sony Ericsson стоимостью менее $200) и запущенный в марте в Московском регионе «Ночной безлимитный Интернет». Пользователям последнего доступ в Интернет с 01.00 ночи до 09.00 утра предлагается за 600 руб. в месяц.

П. РОЙТБЕРГ: Мы работаем над тем, чтобы абонентам было удобно пользоваться передачей данных. Если мобильный телефон пользователя не настроен, он может отправить SMS на указанный на нашем сайте номер либо позвонить на IVR и получить все необходимые для его абонентского устройства настройки.

Наш WAP-портал, разработанный в духе лучших западных образцов, открывает пользователям доступ ко многим уникальным ресурсам. Мы довольно строго следим за подбором информационных материалов (спорт, новости и т.д.) и мобильного контента (музыка, игры, средства кастомизации телефонов – картинки, заставки и т.п.).

З. ХОХЛОВА: В прошлом году мы реализовали ряд серьезных системных проектов, таких как GPRS for all, что позволило нам автоматически подключать услугу GPRS/WAP всем нашим абонентам. Кроме того, мы отменили абонентскую плату за пользование этой услугой. В комбинации эти факторы повлияли и на рост трафика, и на увеличение проникновения услуги.

После запуска GPRS for all мы начали активно продвигать наш WAP-портал и другие WAP-сервисы в рамках проекта «Территория музыки», делая акцент на возможности получения самых различных музыкальных файлов, которые дает абоненту мобильный телефон. Позитивные результаты показал также запущенный в 2006 г. специализированный рублевый тарифный план «Клик», рассчитанный на активных пользователей GPRS.

«ИКС»: Каковы особенности тарификации услуг передачи данных? Какие вы видите пути снижения их стоимости для конечных пользователей? 

Д. БАГДАСАРЯН: Мы предлагаем абонентам выбрать один из трех видов трафика: помегабайтная оплата, оплата месячных пакетов (20, 200 и 500 Мбайт) или безлимитный тариф. Их мы вывели одновременно с запуском первой сети GPRS в 2004–2005 гг. Не скрою, введение абонентской платы за услуги передачи данных было тогда вынужденным: действующее в ряде регионов оборудование не позволяло осуществлять помегабайтную тарификацию. Но так получилось, что мы попали в точку и, я считаю, сразу предоставили весь спектр возможностей нашим абонентам. Пользователи нашей новой услуги «Мобильное ТВ» оплачивают пока только GPRS/EDGE-трафик.

В целом же, я думаю, надо не с ценами играть, а повышать ценность дополнительных услуг для абонентов. Все-таки, на мой взгляд, Value Added Services переводится с английского не как «услуги с добавленной стоимостью», а как «услуги с добавленной ценностью».

В. КУЗИЧЕВ: Абонент – наш король! Мы стараемся идти от клиента, пытаемся понять, в каком объеме он потребляет интернет-сервисы, и сами делаем ему выгодное предложение в виде пакетов GPRS- и WAP-трафика или специализированных тарифов. Что касается нашей услуги «Мобильное ТВ», то 4 месяца назад мы перешли с взимания абонентской платы в $19 на оплату GPRS-трафика стоимостью около 1 руб. за минуту. Абонент заходит в раздел «Видео» на нашем сайте и тут же автоматически переключается с WAP на GPRS. За загрузку «тяжелых» приложений мы стараемся не брать с наших абонентов много денег.

П. РОЙТБЕРГ: Если мы бы считали, что, снизив цену WAPтрафика в 2 раза, добьемся роста его потребления больше чем в 2 раза, это было бы нам интересно. Но если снижение стоимости трафика в 2 раза обеспечивает прирост на 20% – это существенно менее интересно.

Впрочем, у нас есть услуга WAP+. Для подключивших ее абонентов цена 1 Мбайт трафика становится $3. То есть скачивание больших объемов данных обходится пользователям дешевле.

Зинаида Хохлова З. ХОХЛОВА: Мы работаем над рядом проектов, которые позволят нам быть более гибкими при тарификации WAP. Сейчас у нас одна цена за скачиваемый мегабайт, но уже в ближайшее время мы сможем по-разному тарифицировать, например, данные, загружаемые с нашего WAP-портала и с не связанных с ним WAP-ресурсов. Так же по-разному мы сможем тарифицировать передачу данных в зависимости от того, скачивается ли файл или просто браузится. Словом, мы ищем возможности более дифференцированно, нежели обычный flat-rate, строить тарификацию.

«ИКС»: Готовы ли сегодня компании сотовой связи к взаиморасчетам с поставщиками контента по WAP-трафику?

Д. БАГДАСАРЯН: Мы готовим к запуску несколько проектов, в которых делимся с поставщиком контента доходами от WAP-трафика. Один из них – видео по запросу. Если контент-провайдеры зарабатывают для нас деньги, почему бы нам с ними не поделиться? Несколько лет назад мы одними из первых в России реализовали деление доходов с провайдерами, а в прошлом году, опять же одними из первых, – с дилерами. Это нормальный бизнес. Надо делиться с теми, кто зарабатывает вам деньги.

В. КУЗИЧЕВ: Тут, наверное, уместна аналогия с платной автодорогой. Несмотря на то что вдоль нее располагаются кафе, заправки, рекламные щиты, никто из их владельцев не претендует на долю доходов собственника дорожного полотна. Каждый должен делать свой бизнес. Любой контент-провайдер может выступать перед оператором в качестве дискаунтера, говоря: «У нас все то же самое, что и у других, но за счет того, что мы сделали очень «тяжелое» приложение за очень маленькие деньги, наш продукт на $1 дешевле, чем у других». Но чем этот партнер лучше других?

Конечно же, мы рады сотрудничать с любым поставщиком, у которого есть интересное и эксклюзивное предложение для наших абонентов.

П. РОЙТБЕРГ: При продаже контента оператор получает доход от WAP-трафика и делится доходом от продажи контента с контент-провайдером. По небрендированным сервисам, не продвигаемым через наш WAP-портал, мы отдаем контент-провайдеру большую часть дохода, зарабатывая на WAP-трафике. Если эту бизнес-модель менять, то придется пересматривать шкалу разделения доходов. Иными словами, как только мы начнем делиться доходами от WAP-трафика, то сразу будем оставлять себе бо’льшую долю от продажи контента.

Вместе с тем сегодня мы всерьез рассматриваем возможность разделения доходов от WAP-трафика с информационных сервисов, сервисов, связанных с User Generated Content. Думаю, окончательно готовы к этому мы будем через несколько месяцев. Но, скорее всего, мы будем устанавливать некие минимальные пороги по объему трафика, поскольку нам интересно, чтобы эти сервисы наращивали количество пользователей.

З. ХОХЛОВА: А мы не поддерживаем эту идею. WAP-трафик на 100% обеспечивается за счет ресурсов нашей сети, которую мы обслуживаем и в развитие которой вкладываем деньги. Да и маржа с WAPтрафика не предусматривает, что мы должны ею с кем-то делиться. Это стандартная маржа, которую любой производитель устанавливает на свои продукты.

«ИКС»: Предоставление абонентам мультимедийных сервисов требует взаимодействия с обладателями прав на цифровой контент. С какими проблемами, юридическими и/или организационными, при этом приходится сталкиваться?

Д. БАГДАСАРЯН: С юридическими проблемами мы почти не сталкиваемся, поскольку в наших договорах с контентпровайдерами оговаривается их ответственность за решение подобных споров. Иногда они между собой не могут поделить патент на услугу или на какой-то контент. Мы в эту ситуацию не вмешиваемся. Наша принципиальная позиция – каждый должен заниматься своим бизнесом, поэтому сами мы контент абонентам почти не поставляем. И то, что мы избавлены от большой головной боли по решению правовых вопросов, доказывает нашу правоту. Возможно, когда рынок в этой части стабилизируется, мы изменим позицию.

В. КУЗИЧЕВ: Главная проблема – выстраивание взаимоотношений с телеканалами. Пока они с опаской смотрят на операторов сотовой связи, не включают в договоры между реальным владельцем контента и его вещателями возможность трансляции программ на мобильные телефоны. Сегодня нужно сделать первый шаг: внести в такие договоры дополнительную возможность бесплатной трансляции контента в сетях сотовой связи. Это поможет всем: пользователи, находясь вдали от телевизора, смогут смотреть любимые телепередачи; телеканалы – показать большему числу людей свой продукт, а оператор сможет заработать как минимум либо на пакете, либо на трафике. Если они готовы с нами сотрудничать, то мы, по крайней мере на первом этапе, будем предоставлять им доступ к нашей абонентской базе бесплатно.

З. ХОХЛОВА: К сожалению, российский рынок цифровых прав пока очень нецивилизованный и неорганизованный. Мы сталкиваемся со множеством проблем в области управления авторскими правами. В условиях, когда отсутствует какая бы то ни было организация владельцев авторских прав, с которой можно было бы работать в нормальном режиме, найти обладателя прав на тот или иной цифровой контент очень сложно. Сегодня для этого требуется огромное количество ресурсов.

«ИКС»: Почему мобильное ТВ пока не находит отклика у массового пользователя?

Д. БАГДАСАРЯН: В услугу массового потребления мобильное ТВ не выросло прежде всего из-за отсутствия спроса на подобного рода услуги со стороны «широких масс», особенно в регионах. Кроме того, сети GSM планировались и строились из расчета на передачу голоса. Ведь никто тогда не ожидал, что со временем эти услуги будут востребованы. Я думаю, что это проблема всех сотовых операторов. Поэтому мы, честно говоря, не рассчитываем, что в ближайшее время услуга «Мобильное ТВ», которую СМАРТС предлагает с августа 2006 г., станет массовой. Пока ею пользуются корпоративные клиенты и молодежь – те 3–5% наиболее активных абонентов, которые первыми пробуют все новинки.

В. КУЗИЧЕВ: Действительно, в России, как и во всем мире, мобильное ТВ смотрят (неважно, в какой сети – 2G или 3G) менее 10% абонентов. Я не знаю страны, где этот процент от абонентской базы был бы выше, и не вижу тенденции, которая бы говорила, что через год-два-три число абонентов значительно вырастет.

Глобальная проблема – ограниченное количество видеоконтента. Я не могу назвать WAP-витрины, где россиянин смог бы найти нужный ему видеоконтент. Впрочем, насколько я понимаю, недостаток контента – общая проблема любого платного ТВ: кабельного, IPTV, мобильного. Просто в нашей стране люди привыкли смотреть около 6 бесплатных каналов. И только сейчас они начинают понимать, что за возможность смотреть интересное, за возможность выбора, а лучше – за персонализированное телевидение, надо платить.

Павел Ройтберг П. РОЙТБЕРГ: Основной барьер – существующая скорость передачи данных. С нашей точки зрения, при передаче данных по GPRS добиться хорошего качества и звука, и изображения нельзя. Технология EDGE (хотя мы и рассматриваем ряд решений мобильного ТВ) обеспечивает его тоже достаточно условно: для «новаторов» такое мобильное ТВ может быть интересным, но ожидать, что оно будет востребовано массовым пользователем, не стоит до перехода к сетям 3-го поколения.

З. ХОХЛОВА: Я думаю, на широкое распространение видеосервисов влияют два фактора – качество и цена. Сети GSM не обеспечивают хорошее качество сервисов потокового видео. Сегодня услугой «Мобильное ТВ» в России пользуются только энтузиасты, принимающие ее в том «сыром» виде, в каком она представлена. При этом их ограниченное количество хоть и определяет высокую стоимость сервиса, но не позволяет говорить о его коммерческом успехе. Кроме того, проникновение мобильного ТВ сдерживается недостатком поддерживающих эту услугу терминалов, особенно низкой и средней ценовых категорий.

Многое зависит и от выбора стратегии развития мобильного ТВ разными участниками рынка. «ВымпелКом» сегодня как раз находится на стадии выбора. Мы очень активно оцениваем плюсы и минусы различных подходов, их потенциал.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!