Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2007
Лилия ПАВЛОВА  01 мая 2007

Порт Гамбург: рецепт широких ворот

Демонстрация пилотного проекта портала ТТК была проведена в рамках конференции «ТелекомТранс-2007». Этот проект особенно интересен в связи с существованием в некотором роде прототипа – логистической системы германского порта Гамбург. Порт Гамбург неслучайно называют морскими воротами Европы. Они необычайно широки: ежегодно через них проходит несколько миллионов контейнеров (только в 2004 г. – 7 млн, что пятикратно превышает число обработанных контейнеров всеми 44 морскими портами России). Все это – на клочке земли площадью 75 тыс. кв. м, и никто в Гамбурге не слышал о «брошенных» поездах. В чем суть феномена?

Единая структура – это просто? Необходимо!

В середине прошлого века стартовые позиции гамбургского порта были схожи с российскими или украинскими: разрушенный до основания во время Второй мировой войны, он так же интенсивно восстанавливался. Но к концу 70-х годов порт Гамбург столкнулся с ситуацией, в которую наши порты попали в 90-е: в результате ликвидации централизованной системы управления многочисленные предприятия, занятые припортовым бизнесом, никак не могли договориться между собой, и в то время, как одни портовые мощности простаивали, другие были перегружены. Суда сутками ожидали своей очереди на рейде. Когда грузы начали уходить в другие порты, а местные власти стали недополучать налоги, вмешался департамент транспорта городской администрации. Исследования показали, что если к моменту прибытия судна под разгрузку подготовить стивидорские компании автоперевозчиков и железнодорожников, то порт мог бы обрабатывать на порядок больше грузов. Необходимо было только четко отладить механизм взаимодействия всех участников транспортного процесса. Но как заставить сотни независимых компаний работать как единый механизм?

Администрация Гамбурга приняла нестандартное решение: объединить конкурирующих участников припортового бизнеса в единую структуру и реализовать принцип псевдоцентрализованного управления. Такой структурой стала созданная в 1982 г. система DAKOSY, главной задачей которой была ликвидация дисбаланса работы структур порта за счет внедрения новых принципов их информационного взаимодействия. Для этого нужно попытаться построить на базе многочисленных частных информационных систем транспортных компаний централизованную систему управления.

Оставалось определить: кто должен быть этим управленцем. Наиболее заинтересованная фигура в организации процесса – экспедитор. Именно он выстраивает логистическую цепочку из разнородных участников перевозки и потому заинтересован, чтобы механизм доставки груза «от двери до двери» работал как часы. Чтобы экспедитор имел возможность забронировать на нужное время причал и подъездные пути, организовать подачу автотранспорта или подать заявку на стивидорские услуги, в системе DAKOSY был сформирован специальный информационный портал. Сегодня через него проходит огромный поток информации от многочисленных клиентов со всего мира, которую обрабатывают более 150 экспедиторских компаний и, пользуясь универсальными EDI-интерфейсами системы DAKOSY, управляют логистическими цепочками, вовлекая в них около 500 транспортных компаний порта.

DAKOSY и ее окружение

Ядро DAKOSY – центральная база данных, которая позволяет накапливать и обрабатывать информационный поток между всеми задействованными сторонами. В роли основного инструмента интеграции DAKOSY предлагает всем транспортным компаниям интерфейсы электронного обмена данными EDI (Electronic Data Interchange), они нужны для быстрой связи по транспортной цепи – от диспетчера на тыловой территории через порт Гамбург до заокеанского получателя и обратно. DAKOSY спроектирована как открытая система EDI: в ней действуют компьютеры различных производителей.

В рамках системы имеются три прикладные программы.

HABIS – эксплуатационная информационная система портовой железной дороги, соединяющая системы транспортного сектора морских портов с подобными системами на германской железной дороге. Чтобы информация могла быстро и беспрепятственно циркулировать между клиентами железной дороги (экспедиторы, линейные агенты, судовые агенты) и комплексами по переработке грузов (причальные операторы и т. д.), HABIS передает информацию в электронном виде обо всем железнодорожном транспорте, входящем и выходящем из порта.

GEGIS – информационная система по опасным грузам в порту Гамбург. С января 1997 г. все передвижения опасных грузов фиксировались EDI при помощи GEGIS в соответствии с требованиями по электронной регистрации, содержащимися в Правилах безопасности порта. Уведомление EDI предоставляет точную информацию о времени и местоположении груза и может использоваться для составления точной картины текущего положения.

ZAPP – система электронного мониторинга экспортной таможни в безбумажном порту – вступила в действие в 1997 г. Она призвана обеспечить всем участникам экспортного процесса – экспортерам, экспедиторам, линейным агентам, судоходным компаниям и причальным операторам – электронную связь с Гамбургской таможней через систему DAKOSY. Представленные в электронном виде экспортные данные оптимизируют таможенный мониторинг и позволяют таможне принять решение по партии груза прямо перед погрузкой, а если возникают сомнения, то вмешаться, не задерживая без надобности движение грузов. Использование ZAPP обязательно для всех партнеров-участников транспортного процесса. Оригиналы документов предоставляются в таможню спустя некоторое время.

В настоящее время применение DAKOSY вышло далеко за рамки Гамбурга и уже интегрирует аналогичные информационные системы в портах от Роттердама до Антверпена. В результате экспедиторы стали реально управлять грузопотоками на обширной территории. В частности, при невозможности принять груз в одном из шести портов северо-западного побережья Европы, его оперативно перенаправляют в другой с одновременным извещением встречающего груз автомобильного и железнодорожного транспорта.

А недавно порт Гамбург объявил об участии в программе «Безбумажный порт», планируя навсегда перейти к обработке контейнерных грузов только в электронном виде с помощью электронной цифровой подписи. DAKOSY играет центральную роль в этом проекте. При этом прикладные программы DAKOSY – GEGIS, HABIS, ZAPP – уже настроены на безбумажную обработку грузов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!