Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  02 апреля 2010

Виктория Маслова (Северо-Западный филиал ОАО "Ростелеком"): "Начинается процесс перехода количества в качество"

Операторы платного ТВ пребывают в постоянном поиске: как оптимально пакетировать каналы, какие новые технологические решения быстрее окупятся,    какая бизнес-модель попадет "в десятку"… Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №3'2010, "ТВ под гипнозом цифры". Часть 2.   



"ИКС": Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке контента? По какому принципу ваша компания формирует пакеты, выбирая из 240 "неэфирных" телеканалов, присутствующих на российском рынке? 


Дмитрий Багдасарян, заместитель генерального директора - коммерческий директор ЗАО «КОМСТАР-Регионы», 100% дочерней компании «КОМСТАР-ОТС»: Уровень конкуренции в количественном выражении достаточно высок, но при этом качество (рейтинги) многих каналов пока остаются на невысоком уровне. В силу того, что в аналоговом ТВ наш частотный ресурс ограничен возможностью вещания не более 70 каналов, мы стараемся предлагать абонентам сбалансированный по тематикам пакет. При этом из каналов одинаковой тематики, мы, естественно, принимаем решение в пользу самых качественных и востребованных каналов, т.к., предоставляя абоненту несколько каналов каждого направления, мы должны быть уверены, что даем лучшее. Ну, и наконец, мы стараемся на уровне своих ТВ пакетов создавать определенные конкурентные преимущества и выстраивать позиционирование своих услуг. Так, мы стараемся предоставить лучшую подборку каналов, чем у конкурентов в части фильмовых и информационно-познавательных каналов. Последние позволяют нам, в том числе, преодолеть негативное отношение многих людей к кабельному телевидению как к "убийце времени" и доказать, что наше телевидение дает не только удовольствие, но и пользу.


Виктория Маслова, коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО «Ростелеком»: Присутствовать на рынке в настоящее время мало – необходимо еще адаптироваться под региональную аудиторию и законодательство. Число неэфирных каналов неуклонно растет и конкуренция за телезрителей между ними очень высока. Сейчас начинается процесс перехода количества в качество, и экономический кризис только ускорит этот  процесс. Со своей стороны, как оператор IP телевидения, мы обладаем полной статистикой популярности каналов, транслируемых в нашей сети. Эти знания мы используем в интересах клиента – непопулярные каналы будут исключаться из сетки вещания и на их место будут приходить новые. Эта ротация будет постоянной и мы уверены, послужит на благо всему рынку.В формировании пакетов телеканалов наш принцип - предложить сбалансированный пакет из наиболее популярных каналов. Не менее важно, чтобы эти пакеты взаимно дополняли друг друга с библиотекой «Видео по запросу», совместно создавая продукт, наиболее интересный аудитории.В любом случае, проведенный анализ рынка показал, что наше предложение безусловно рыночное.


Сергей Оленин, начальник отдела развития АСВТ: Несомненно, что уровень конкуренции высок. Однако имеются с десяток топовых каналов, востребованных абонентом в обязательном порядке. Эти каналы предлагаются в пакете с менее восстребоваными. Таким образом можно сформировать пакет из почти сотни каналов. Конечно, у некоторых вещателей (например, НТВ+) имеются эксклюзивные каналы, отсутствующие на рынке IPTV-контента (например, НТВ+ Футбол). В то же время, наметилось улучшение с контентом для IPTV. Если раньше контенщики (особенно зарубежные) неохотно шли на работу с операторами IPTV, то теперь выработана модель взаимодействия, похожая на модель для дистрибуции в формате DVB-S (спутниковое цифровое вещание) и в сетях КТВ.


Светлана Шиф, руководитель пресс-службы НКС: Программная стратегия определяется отдельно для каждого города в зависимости от конкурентной обстановки и технических особенностей сети в регионе. В пакетировании мы отталкиваемся от понимания своих целевых аудиторий. Мы очень внимательно следим за тенденциями на рынке телесмотрения. Линейка телеканалов определяется спросом со стороны аудитории на тематические каналы – для этого, мы регулярно проводим исследования рынка, замеры удовлетворенности составом пакетов среди своих абонентов.  


"ИКС": Какая у вашей компании абонентская база аналогового ТВ, цифрового ТВ (количество абонентов) и какова ее динамика в 2007-2009 гг.)?




Д. Багдасарян: У нас более 2 млн. абонентов платного аналогового ТВ - и на этом фоне несколько тысяч абонентов цифрового ТВ, конечно, выглядят очень маленькой цифрой. На данный момент мы запустили цифровое ТВ в коммерческую эксплуатацию в нескольких городах (Норильск, Ростов-на-Дону, Рязань, Иваново), провели пилотный проект в Твери. Безусловно, говорить о том, что небольшая база абонентов цифрового ТВ за последний год выросла в разы можно, но тоже не корректно. Другое дело, что в 2009 году мы опробовали разные бизнес-модели и стратегии продаж, поэтому теперь готовы к полноценной коммерческой эксплуатации цифрового ТВ, как только закончится масштабная модернизация сетей, и уверены в коммерческом успехе. Например, самый последний город, в котором мы запустили цифровое телевидение - Иваново - показал очень хорошие темпы роста - более 3 тысяч абонентов цифрового ТВ за 3 месяца.

Поскольку ОАО "КОМСТАР-ОТС" публичная компания, соответствующие цифры будут приведены в официальных отчетах. Но можно точно сказать, что доходы ЗАО "КОМСТАР-Регионы" от платного ТВ год от года растут очень хорошими темпами, и в 2010 году мы также планируем существенный рост и абонентской базы и доходов. Причем темпы роста доходов у нас ежегодно опережают темпы роста абонентской базы, что говорит о том, что мы не просто привлекаем абонентов любым путем, но при этом ежегодно увеличиваем коммерческую отдачу (ARPU) каждого абонента.


Сергей Терпугов, коммерческий директор по работе на массовом рынке "КОМСТАР-ОТС": В настоящий момент IPTV в Москве - это вторая по популярности услуга кроме "чистого" доступа в  сеть Интернет. Определенный "отголосок" финансового кризиса еще присутствует - число пользователей  IPTV в столичном регионе на конец третьего квартала 2009 года составляет 128 тыс. человек, а тремя  месяцами ранее - 133 тыс. абонентов. Правда, мы связываем это с общей тенденцией к оптимизации  пользователями расходов на услуги - показатели должны выправиться в 2010 году. В среднем, порядка  20% наших абонентов ШПД в Москве пользуются услугой IPTV - то есть мы считаем их абонентами Double Play. У  нас есть тарифные планы, которые позволяют клиентам работать только с IPTV, но таких пользователей  у нас единицы - обычно человек, который покупает наше телевидение, сразу или чуть попозже  переходит и на интернет-канал. В любом случае, абоненты IPTV - это наиболее стабильная абонентская база оператора связи.


В. Маслова: В самом конце прошлого года «Ростелеком» впервые начал предоставлять услуги цифрового телевидения. В качестве пилотной зоны для запуска услуги был выбран Северо-Западный филиал. Как магистральный оператор, мы стремимся создавать наиболее конкурентную услугу для того, чтобы нашим агентам было интересно и удобно ее реализовывать. Именно поэтому нами был принят ряд принципиальных решений, связанных с распространением телевизионных приставок – этих «входных билетов» цифрового ТВ. Первое и основное – мы решили не сами зарабатывать на приставках, а позволить делать это различным вендорам. Наша система поддерживает ряд устройств разных производителей, которые продаются по всей территории России. Я уверена, что конкуренция между вендорами при продаже приставок операторам и абонентам позволит кардинально снизить цены и смягчить прочие, неценовые условия. Второе решение – распространение программного плеера, значительно более дешевого, чем «железная» приставка и более простого в логистике и установке.


С. Оленин: В настоящее время аналоговое телевидение предоставляется на территории Мытищинского р-на (чуть более 1000 абонентов). Что касается цифрового (IPTV) телевидения, то услуга предоставляется на всей сети ОАО «АСВТ». Используются приставки D-Link, Amino. Услуги КТВ мы только начали предоставлять и, судя по итогам 2009 года, ввод услуги прошел успешно. Ожидается двукратный рост абонентской базы в 2010 году.  


"ИКС": Какие конкурентные преимущества дает вашей компании применяемая технология распространения и доставки ТВ-сигнала?  Какие новые технологические проекты были реализованы компанией в 2009 г. и в каких целях? 


Олег Ватулин, первый заместитель генерального директора «РуСат»: Одним из аспектов деятельности «РуСат» является предоставление услуг вещателям, в том числе на спутнике Intelsat-15 мы предоставляем технологическую платформу «Орион Экспресс». Первоначально мы рассматривали Intelsat-15 как возможную платформу для предоставления услуг широкополосного доступа в Интернет. Для того, чтобы выйти на окупаемость этого проекта через три года, количество терминальных станций в сети «РуСат» должно было вырасти до 20-25 тыс. Однако при условии отсутствия упрощенной процедуры регистрации абонентских спутниковых станций на иностранных бортах это практически невозможно.  Три года - слишком продолжительное время для выхода на самоокупаемость, а стабильность бизнесу дают долговременные контракты, в частности, с телевизионными операторами.  Для реализации проектов, аналогичных «Орион Экспресс», мы несколько лет готовили технологическую площадку, строили инфраструктуру, создавали систему дизельгенераторов, электроснабжения, прокладывали оптическую систему, устанавливали передатчики, проходили процедуру сертифицикации оборудования и получения необходимых разрешительных документов. Все это позволило подойти к запуску Intelsat-15 полностью подготовленными для реализации проекта. Это лишний раз подтвердило правильность выбранной «РуСат» стратегии развития. Мы не ждем успешного запуска спутника, а готовимся к работе с ним заранее, минимум за год. Это дает возможность начинать оказание услуг сразу же после ввода спутника в коммерческую эксплуатацию.


Олег Леонов, коммерческий директор компании "Сумма Телеком": В 2009 году мы запустили в опытную эксплуатацию услуги IPТВ в нескольких районах Санкт-Петербурга в рамках сети «Цифра». В первую очередь это было сделано с точки зрения коммерческого тестирования: будет ли реальный спрос на данный сервис, что будет лучше продаваться, что хуже и т.п. Тестовый период показал очевидные преимущества - это мультисервисность и возможность свободного пакетирования в зависимости от потребностей абонента, начиная от набора каналов и заканчивая такими опциями как «видео по заказу», и запись видео и т.п. Однако при этом вынужден констатировать, что на данный момент в нашей стране нет удачно реализованных проектов Triple Play по одному кабелю. Сегодня большинство операторов разделяет телефонию плюс Интернет и телевидение на два разных провода. Да, такая модель имеет право на существование, все остальное - пока, увы, никаких преимуществ не дает.


Д. Багдасарян: Почти все сети ЗАО <СТРИМ-ТВ> были построены по технологии HFC или MMDS (эфирное вещание), которые предоставляют очень маленький частотный ресурс, т.е. возможное количество каналов в ТВ-пакете. При этом в большинстве городов доступ в Интернет предоставлялся по технологии DOCSIS, которая с ростом проникновения на сети не выдерживает большие нагрузки, т.к. не была для этого предназначена при создании. Поэтому основные технологические проекты ЗАО <КОМСТАР-Регионы> в 2009, а особенно в 2010 году, направлены на модернизацию всех аналоговых сетей HFC/MMDS в сети FTTB. Это позволяет нам улучшить качество аналогового ТВ (увеличить количество каналов, повысить качество сигнала и т.д.) и предоставлять во всех охваченных сетью FTTB домохозяйствах полноценную услугу широкополосного доступа в Интернет. Кроме того, эта сеть является базой для внедрения новых технологий, в частности, цифрового вещания.


В. Маслова: 2009 год стал для нас годом запуска новой услуги – IP телевидения для операторов связи, нового высокотехнологичного проекта компании. Целью его стала диверсификация бизнеса компании и переход ее на качественно новый уровень – от поставщика услуг связи к поставщику приложений.


С. Терпугов: Главным достоинством IPTV является интерактивность и наличие широкого набора сервисов,  таких как видео по запросу (Video on Demand), "повтор ТВ" - возможность просмотра телепередачи в записи, интерактивная контент-навигация по  времени, названию, каналу, жанру (Electronic Service Guide) и т.д. Ряд дополнительных сервисов сейчас находится в разработке.


С. Оленин: Это, конечно, мультисервисность. Не остается в стороне и количество каналов. На самом деле, в IPTV вы можете многократно увеличивать количество каналов на существующей инфраструктуре. Этого, кстати, не позволяет делать ни одна из известных технологий доставки платно контента. Может, именно этот фактор является привлекательным для контенщиков и зрителей при выборе формата платного телевидения.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!