Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2010 |
Лилия ПАВЛОВА  | 06 апреля 2010 |
IPTV в полосе препятствий
Пиратство в Интернете, отсутствие единых технологических стандартов, недоверие контентовладельцев – вот проблемы, с которыми приходится сталкиваться операторам IPTV. Как их решать, обсуждали участники конференции «IPTV 2010».
Почему VoD не пошло в народЕще два-три года назад операторы IPTV серьезно рассчитывали на востребованность услуги «видео по запросу». Сегодня же, по признанию Сергея Митина (Служба видеоуслуг «Центрального Телеграфа»), реально деньги операторам приносит абонентская плата за ТВ-пакеты – базовый и различные премиальные. Причиной тому – расцветшие в Вебе механизмы бесплатного скачивания контента, рассчитанного на услугу VoD. С учетом того, что около 80% абонентов в Москве используют безлимитные тарифные планы, скачать любой фильм не представляет никакой проблемы. По оценке компании «Видео 24», в 2009 г. объем интернет-рынка пиратского кино в России составил $220 млн; по данным iKS-Consulting, в 2008 г. нелегальные продажи музыки через Интернет достигли $60 млн (легальные – $3 млн); по результатам опроса, проведенного исследовательским центром портала SuperJob.ru, около 69% российских пользователей Интернета скачивают музыку и фильмы на бесплатных онлайн-ресурсах и лишь 9% опрошенных считают это преступлением.
Между тем практически все операторы IPTV вложились в платформы VoD. Чем их загрузить, если продавать фильмы не удается? По мнению С. Митина, это может быть ТВ-контент, которого нет на торрентах, с возможностью офлайн- и даже онлайн-просмотров через Интернет. «ТВ-контентщикам нужно идти в мир персональных компьютеров, – считает С. Митин. – Здесь IPTV-операторы могут предоставить хорошее решение. В чем особенность – контент зашифрован и не переносится на другие носители (чего больше всего опасаются правообладатели)». Однако убедить в этом правообладателей, по признанию операторов, будет совсем непросто: до недавнего времени им приходилось объяснять, что между IPTV и Интернетом не следует ставить знак равенства. «Контентщики несколько отстают от имеющихся технических возможностей, – поясняет С. Митин. – Но в наших общих интересах искать новые источники доходов, новые модели потребления». Говоря о проблеме интернет-пиратства, перекрывшего, в частности, кислород для VoD, Павел Катков (юридический департамент СММ) отметил, что виной тому во многом пассивность самих правообладателей, которые пока еще не осознали, что будущее контентного бизнеса – за онлайн-дистрибуцией.
Больше интерактива!
Среди других возможностей монетизации «родовой» особенности IPTV – интерактивности – С. Митин назвал сбор интересующей контентовладельцев статистики (вплоть до востребованности конкретной передачи по конкретному каналу в конкретный момент времени), показ внутренней и контекстной рекламы в пользовательских интерфейсах и др. Иными словами, интерактивность может реализовать маркетинговые механизмы, интересные как для самого оператора, так и для внешнего заказчика.
По мнению Олега Колесникова («НТВ-Плюс»), предложение интерактивных сервисов – это сегодня вообще единственный способ продать IPTV-решения. Операторы в разных странах мира, чтобы поднять продажи IPTV, помимо трех основных сервисов – Time Shift, nPVR, VoD, предоставляют различные интерактивные услуги – создание фильмов с участием своих абонентов; размещение на платформе IPTV контента абонента, за который абонент назначает цену, а доход делится между абонентом и оператором; показ в эфире видеороликов, фото телезрителей; разнообразные справочники и др. При этом, по убеждению О. Колесникова, как самостоятельная услуга телесмотрения IPTV проигрывает привычным телезрителю КТВ, СНТВ, эфирному ТВ.
Дело за стандартами?
Тормозит развитие IPTV и отсутствие общепринятых стандартов.
«Как представитель оператора СНТВ могу сказать, что мы хотели бы внедрить IPTV, но для этого нам нужен некий общий подход, описанный и реализуемый, – заметил О. Колесников . – А его не существует, все решения «дорабатываются напильником». Поэтому мы поддерживаем инициативы Open IPTV Forum по стандартизации решений». Дмитрий Ильин («Эрикссон») также уверен, что массовым IPTV станет только в том случае, если произойдет переход от закрытых решений к открытым, от ограниченных возможностей интеграции компонентов – к практически неограниченным. Сегодня же, по данным «Эрикссон», проникновение IPTV в мире остается на уровне 2%. «Залог успеха IPTV на массовом рынке – стандартизация», – уверен Д. Ильин.
А также, добавим, этот успех зависит от изобретательности самих операторов в части интерактивных сервисов, если уж «контентщики» не готовы воспринять IPTV как ТВ, а народ не желает платить за VoD.