Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2010 |
Александра КРЫЛОВА  | 06 апреля 2010 |
Не так страшна ТРУБА, как ее…
Потребности пользователей в скоростях доступа к ресурсам Глобальной сети продолжают год от года расти. Однако, поскольку стоимость мегабайта передаваемой по сети информации будет снижаться большинство операторов, включая тех, кто всегда зарабатывал и продолжает зарабатывать «на трубе», сегодня стремится развивать сервисную составляющую своего бизнеса: либо самостоятельно под своим брендом, либо в партнерстве с другими игроками, либо как их агенты.
Потребности пользователей в скоростях доступа к ресурсам Глобальной сети продолжают год от года расти. И уже не футурологи, а маркетологи операторов связи (прежде всего сотовой) и вендоров говорят о том, что количество потребителей не ограничится 6,6 млрд человек, живущих на нашей планете, а будет постоянно увеличиваться за счет разнообразных устройств. По прогнозу специалистов, прозвучавшему на нынешнем Mobile World Congress, к 2020 г. их будет подключено к сетям связи около 50 млрд.
Для телекоммуникационных компаний это означает необходимость дальнейших инвестиций в строительство и модернизацию своей сетевой и ИT-инфраструктуры, поскольку сети должны будут справляться с возросшей нагрузкой. С другой стороны, это означает, что в ближайшие 10 лет трафик не перестанет быть для операторов существенным источником доходов.
Однако, поскольку стоимость мегабайта передаваемой по сети информации будет снижаться (согласно данным Analysis Mason, в развитых странах она упала в семь раз, а в развивающихся почти в четыре), для ускорения возврата инвестиций в инфраструктуру одной только роли «трубы для трафика» операторам мало.
Вот почему большинство из них, включая тех, кто всегда зарабатывал и продолжает зарабатывать «на трубе», сегодня стремится развивать сервисную составляющую своего бизнеса: либо самостоятельно под своим брендом, либо в партнерстве с другими игроками, либо как их агенты.
Поиск новых источников доходов
Магистральные операторы всегда были «трубой по определению». И до сих пор, как отмечает Виталий Слизень («Синтерра»), их клиентов в гораздо большей степени интересуют ширина полосы пропускания и гарантии качества, нежели сервисы. Более того, сервисы как таковые на магистральных сетях не предоставляются, констатирует он.
Поскольку основную тройку игроков на рынке дальней связи – «Ростелеком», «ТрансТелеКом» и «Синтерру» – активно догоняют другие операторы, которые строят свои сети: «ВымпелКом», «МегаФон», а также тандем «Комстар-ОТС» и МТС, конкуренция между ними обостряется, что, в свою очередь, ведет к перераспределению доходов.
Кроме того, даже крупные игроки признают, что передача 1 Мбайт информации по магистральным сетям дешевеет. У «Синтерры» только за год цена снизилась в 10 раз. (Справедливости ради отметим, что объем трафика, передаваемого по сети оператора, за это время вырос намного больше – в 30 раз).
Вот почему, хотя бизнес по передаче трафика остается стабильным источником доходов для магистральных операторов, все они в рамках одной компании или холдинга диверсифицируют бизнес. Например, спикеры из «Ростелекома» и МТТ не первый год с высоких трибун заявляют о своей готовности развивать сервисное направление – выступая в роли VNE (Virtual Network Enabler), обеспечивая партнерам-операторам техническую возможность стать виртуальными.
«Услуг, подобных доступу в Интернет, мобильной связи, SMS в ближайшее время не будет, – так смотрит на эту проблему Элдар Разроев (МТТ), – следовательно, операторам нужно научиться работать на «тонких сегментах», разрабатывая сразу много перспективных идей, способных создать ”локальные взрывы”».
Фиксированные операторы в ожидании перемен
Операторы, занимающие существенное положение на рынке, стали предоставлять услугу широкополосного доступа от своего имени и под собственным, хотя и суббрендом (Diesel, Domolink, «Авангард»), не в силу сокращения доходов от «трубы», а для того чтобы взять под свой контроль зарождавшийся тогда в регионах рынок широкополосного доступа, а заодно и пополнить перечень услуг теми, тарифы на которые не регулируются государством.
Однако если по услугам ШПД МРК удается удерживать в среднем более 1/3 рынка, то добавленному к ним сервису IPTV этого успеха повторить не удалось. Согласно оценке Павла Реброва (VidiMAX), количество пользователей этого сервиса в России до сих пор не превышает 400 тыс. человек. Среди МРК больше всех пользователей IPTV сумела привлечь «Дальсвязь», у которой осенью 2009 г. их насчитывалось 55 тыс.
Причиной тому и существование в Рунете целого облака сервисов, открывающих пользователям доступ к нелегитимному контенту – файлообменных сетей, торрентов и др., и неявность отличия услуги IPTV от более привычного кабельного телевидения.
Так что конкуренция с универсальными операторами, домашними сетями, сотовыми операторами и др. способствует снижению цены на передачу 1 Мбайт данных по «трубе», вынуждая операторов, занимающих существенное положение на рынке, искать способы монетизации абонентской базы. Но IPTV, развивающееся на Западе в направлении сервисов (и дающее, например, France Telecom вполне ощутимый доход в пару миллиардов долларов), пока не приносит ожидаемых денег.
Других же массовых сервисов для частных абонентов у российских операторов фиксированной связи пока не появилось, и о сотрудничестве с компаниями-разработчиками таких сервисов они до сих пор не объявляли. Неудивительно, что интернет-игроки считают и самих операторов фиксированной связи, и модель, по которой те ведут бизнес, негибкими.
Мобильные операторы переходят в наступление
Операторы сотовой связи сегодня отмечают рост объемов потребляемого их абонентами трафика данных. И это относится не только к игрокам «большой тройки», предоставляющим доступ в Сеть по технологии 3G. О необычайной популярности мобильного EDGE-доступа в Интернет в Тамбовской области, где в 2009 г. начала оказывать услуги компания «TELE2 Россия», мне рассказывал Дмитрий Садыков , ее региональный управляющий директор в Воронеже, Липецке и Тамбове. В Тамбовской области сотовый оператор сегодня успешно конкурирует с местными провайдерами фиксированного доступа в Интернет.
Хотя цены на 1 Мбайт данных в сотовых сетях также демонстрируют тенденцию к снижению, до насыщения в этом сегменте еще далеко, и тут «труба» еще долго будет кормить операторов.
Тем не менее, чтобы избежать конкуренции с ведущими интернет-игроками, подобной той, которую сполна испытали их западные коллеги, российские операторы сотовой связи начали самостоятельно обживать веб-пространство: Omlet.ru, FUN.Tele2.ru, Beeline Café – только часть проектов, построенных по принципу Access Independent Services, потреблять которые могут все желающие пользователи Глобальной сети.
Заметим, что в таких областях, как поиск или контекстная реклама, где интернет-сервисы имеют неоспоримый перевес, сотовые операторы вступают с ними в партнерство, понимая, что худой мир лучше доброй ссоры. Нечто подобное происходит и в глобальном масштабе: крупнейший американский оператор Verizon на Mobile World Congress подписал соглашение со Skype о том, что будет продвигать этот VoIP-клиент для своих пользователей Android-смартфонов и BlackBerry.
В роли провайдеров мобильного ШПД операторам 3G вряд ли удастся избежать конкуренции с провайдерами мобильного WiMAX – Yota и «Комстар-ОТС». Например, Yota, позиционируя себя как поставщик сервисов, одновременно вынашивает и воплощает планы региональной экспансии, в которой, разумеется, на первых порах будет вербовать абонентскую базу и зарабатывать именно по модели «трубы». К концу 2010 г. она рассчитывает быть представленной в 20 российских городах. Однако компания выработала сервисную стратегию, в соответствии с которой намерена предлагать широкий спектр персонализированных услуг.
Иными словами, и новые игроки стремятся стать «умной трубой», не отказываясь ни от транспортировки трафика, ни от предоставления сервисов абонентам, и используя для этого знания о своей клиентской базе.
Эксперты предрекают, что количество компаний, работающих и зарабатывающих в сервисном слое, как и число вариантов их бизнес-моделей, будет только расти, и не сомневаются, что со многими из них будут искать сотрудничества операторы связи.
Хотя слухи о приближении часа, когда операторы больше не смогут зарабатывать только на ТРУБЕ, оказались преувеличенными, процесс появления в едином инфокоммуникационном пространстве новых видов сервисов и игроков, а значит, и новых типов отношений с его традиционными участниками уже не остановить.