Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2010
Лилия ПАВЛОВА  05 мая 2010

Штефан Коллар: «Я связист и никем другим никогда не был»

Если бы сегодня проводился конкурс «Лицо "Интерспутника"», его выиграл бы сдержанный улыбчивый гражданин Чехии, пришедший 18 лет назад экспертом в отдел эксплуатации дирекции МОКС «Интерспутник».

Штефан Коллар Летний биатлон с прицелом на профессию

Родился Ш. Коллар на юге Словакии, в краю, что славится виноделием. «Градообразующее предприятие» в родном поселке – небольшой завод по производству всего необходимого для виноградников. На заводе трудилось большинство взрослого населения, там же работали и родители Штефана и двух его братьев, ставших впоследствии военными связистами.

В поселке Штефан закончил девять классов начальной школы и по принятой в стране 13-летней системе среднего образования еще четыре года учился в гимназии, в районном городе. «На втором курсе гимназии меня попросили заменить на соревнованиях заболевшего спортсмена из районной команды по летнему биатлону (я всегда дружил со спортом), – рассказывает Ш. Коллар. – После этих соревнований я остался в команде, начал заниматься спортом серьезно». Объездил всю страну, участвуя в командных и индивидуальных соревнованиях; появилось много новых друзей и знакомых. От них Штефан узнал о специальной гимназии, где выпускной класс готовят к обучению за рубежом, в Германии и СССР. Идея понравилась и, выбрав страну (СССР) и специальность (радиосвязь и радиовещание), четвертый курс гимназии заканчивал уже с прицелом на МЭИС, студентом которого стал в 1974 г.

 Досье «ИКС»

Штефан Коллар родился 1 мая 1955 г. в Словакии. После окончания в 1979 г. Московского электротехнического института связи (факультет радиосвязи и радиовещания) работал на крупнейшей радиовещательной станции в Чехословакии. В 1982–1992 гг. – в Минсвязи Чехословакии. С 1992  г. – в дирекции МОКС «Интерспутник». В 2005 г. назначен директором коммерческого департамента. С апреля 2006 г. – заместитель генерального директора МОКС «Интерспутник». Председатель совета директоров «Интерспутник-Холдинг», академик Международной академии связи.

Женат, отец двух дочерей. Хобби – филателия.
Москва–Прага–Москва
Конечно, студенчество – очень светлый период, тем более для молодого человека, который учится за границей. Жил он в общежитии на Авиамоторной. «Учился я очень неплохо, хотя поначалу было тяжело полностью перейти на русский язык, несмотря на усиленное годичное обучение в гимназии. Как говорит моя жена, я был как собака – все понимал, а сказать не мог», – говорит с улыбкой Штефан Коллар. Преподаватели делали поблажки иностранцам, особенно на первом курсе. Первый экзамен первого семестра – историю КПСС – сдал на отлично. Хотя утверждать, что за полгода выучил этот предмет, не стал бы… Ну, а спорт не бросил – занимался не биатлоном (секции такой не было), а просто легкой атлетикой. Регулярно ходил тренироваться на стадион связистов в Лефортово, зимой – в Сокольники, выступал за МЭИС в студенческих соревнованиях, участвовал в майских забегах по Садовому кольцу…

Женился на третьем курсе. Так получилось, что за год до этого одногруппник-поляк пригласил на свадьбу, невеста была москвичкой. «Я тогда даже пытался его переубедить – это, мол, сумасшествие, ведь кто-то из супругов должен будет жить в чужой стране», – вспоминает Ш. Коллар. Но на свадьбе он познакомился с подругой невесты, и… вскоре играли еще одну студенческую свадьбу иностранца и москвички.

В нынешнем году этот союз отмечает сказочную дату – тридцать лет и три года. А в 1979 г., когда Штефан окончил институт, молодая жена последовала за ним «в чужую страну».

Вернувшись на родину, Ш. Коллар пошел работать радиоинженером в радиовещательный центр, который занимался иновещанием чехословацкого радио на коротких волнах. На молодого специалиста была возложена ответственность за эксплуатацию антенно-фидерных устройств. Но буквально через месяц его призвали в армию. Отслужив год, он вернулся к своему антенному хозяйству – и жене. А она, будучи по образованию инженером-технологом, тем временем устроилась на работу в местный виноградарский НИИ и одновременно старательно овладевала словацким языком. В 1982 г. Штефан Коллар принял первое в своей профессиональной биографии важное решение, которое, по его убеждению, поставило на рельсы дальнейшую карьеру, – перешел работать в Министерство связи ЧССР. Шел в международный департамент, где требовались специалисты со знанием русского языка для Завтра в Москвуработы в проектах СЭВ, но сложилось немного иначе. «Узнав, что на собеседование приехал парень из Словакии, первый замминистра, тоже словак, пришел и сказал, что я пойду к нему помощником, – рассказывает Ш. Коллар. – За пять лет он научил меня многому – отношению к работе, да и к жизни. Это настолько повлияло на мою дальнейшую судьбу, что я до сих пор ему благодарен».

Десять лет министерской работы, сначала помощником заместителя министра, а потом начальником отдела эксплуатации, стали хорошей управленческой школой. И когда в начале 1992 г. в министерство поступила информация о том, что МОКС «Интерспутник» проводит конкурс на должность эксперта отдела эксплуатации, Штефан Коллар принял второе принципиальное решение. Он участвовал в конкурсе и, победив в нем, 30 августа 1992 г. с женой и шестилетней дочерью приехал в Москву. Можно сказать, вернулся.

В 1997 г. Ш. Коллар возглавил вновь созданный отдел продаж «Интерспутника». Впоследствии он стал коммерческим директором этой организации, а в 2006 г. на очередной сессии совета МОКС «Интерспутник» был избран заместителем генерального директора, курирующим коммерческое и техническое направления.

Теперь, 18 лет спустя, Штефан Коллар удивляется: «Получается, что в Москве я прожил в общей сложности 23 года – больше, чем на родине в Словакии и больше, чем в Праге…» Действительно, «Интерспутник» стал самым постоянным местом работы, а Штефан Коллар – пожалуй, самым постоянным его сотрудником.

О главном и сопутствующем

– Вы считаете себя управленцем или связистом?

Когда дети были маленькими – Считаю большой удачей, что в профессии прошел все этапы. Когда работал дежурным инженером, собственноручно настраивал-перестраивал оборудование, ходил в ночные смены. После службы в армии меня назначили руководителем антенного хозяйства – и там уже пригодились полученные в институте теоретические знания, хотя и руками работать приходилось. Потом, когда был помощником замминистра, получил такую управленческую школу, какую ни в одном институте не преподают. Ну а когда отвечал в министерстве за эксплуатацию сетей, там приобрел навыки по управлению реальной работой коллектива и непосредственно технологическими процессами и техникой. Поэтому сегодня меня достаточно сложно ввести в заблуждение в вопросах, связанных как с эксплуатацией, так и с управлением. Но чувство принадлежности к профессии очень сильно. Всегда говорю, что я связист и никогда не был никем другим. Конечно, у связистов есть свое деление – например, «радисты» и «телефонисты» постоянно подшучивают друг над другом, но это семейные отношения – «кто в семье главный». А по большому счету, связь объединяет людей и народы – и это не просто громкие слова, это правда.

– А кто у вас дома главный?

– Мы стараемся «приходить к консенсусу», и не по той системе, что муж решает принципиальные вопросы, а жена второстепенные. Когда в 79-м мы с женой приехали к моим родителям, мама напутствовала нас очень мудрыми словами: главное – уважение друг к другу. Это правило мы перенесли и на детей. У нас принято откровенно обсуждать все вещи, в том числе и неприятные. Стараемся растить детей максимально честными, и думаю, что дочери полностью нам доверяют.

– У вас на рабочем столе фотографии дочерей – это потребность всегда чувствовать их рядом или чувство вины, что приходится общаться меньше, чем хотелось бы?

– Второе тоже, но в основном, наверное, – первое. Может быть, это звучит банально, но для меня семья – главное, и практически вся моя жизнь, в том числе и работа, подчинена ей. Старшая дочь родилась в Праге, школу закончила в Москве, а университет – в Англии, ей 24 года. Младшей 15, она родилась в Праге и очень ее любит, хотя прожила большую часть жизни в Москве. Сейчас учится в Англо-американской школе, обожает кататься на лошадях, а в последние три года пристрастилась к дайвингу. По ее примеру и я совершил несколько погружений – действительно, изумительно красиво…

– Это стало вашим увлечением?

– Настоящее увлечение, которое длится уже 28 лет, – филателия. Началось с коллекций почтовых марок Чехословакии, которые получали сотрудники министерства в качестве корпоративных сувениров. И теперь стало частью жизни; это мой отдых,  и думаю, что когда уйду на пенсию, в Праге будет чем заняться. Там я и в клубе филателистов состою. Приятно, что и у младшей дочери замечаю тяготение к филателии.

– У вас есть мечта или сильное желание?

– Главное, чтобы у детей все складывалось хорошо – тогда и родители счастливы.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!