Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2010
Александра КРЫЛОВА  27 июля 2010

До «Информационного общества» осталось… пять месяцев

Информационное общество подробно описано как нашими родными, так и зарубежными экспертами. Свою лепту в это благородное дело внес и «ИКС». Однако процесс творения информационного общества оказывается не менее завораживающим, чем его результат.

Как начинается программа


Уже в 2007 г. стало ясно, что одной ФЦП «Электронная Россия», на финансирование которой из федерального бюджета было выделено в 3 раза меньше средств, чем планировалось, недостаточно для вывода нашей страны в передовики глобального информационного общества. Тогда же на V социально-экономическом форуме в Твери обсуждалась Стратегия развития информационного общества в РФ. В феврале 2008 г. этот документ утвердил президент Путин.


В приложении к стратегии были определены контрольные значения показателей развития информационного общества, которых нужно достичь к 2015 г. Как известно, к этому моменту Россия должна войти в двадцатку ведущих стран мира в международных рейтингах в области развития информационного общества и занять не ниже 10-го места в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы. Уровень доступности базовых информационных и телекоммуникационных технологий для населения должен достичь 100%, доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего ИT- и телеком-рынка – более 50%, сокращение различий между субъектами Федерации по интегральным показателям информационного развития – до 2 раз.


Для ответа на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы добиться таких результатов?» был разработан Национальный план реализации Стратегии развития информационного общества до 2011 г. Рассчитанный на три года, с 2009 по 2011 гг., этот документ в феврале 2010 г. утвердил президент Медведев. Национальный план включает в себя 126 мероприятий с суммарным объемом финансирования 180 млрд руб.


В числе 26 мероприятий плана, которые финансируются исключительно субъектами РФ, – преимущественно социальные, связанные с информатизацией государственных и муниципальных учреждений из сфер обеспечения безопасной жизнедеятельности граждан, образования, здравоохранения и культуры, в том числе перевод в электронный вид библиотечных, музейных и архивных фондов.


Кстати, не правы представители общественности, заявляющие, что до сих пор государством не определено, за чей счет должны обучаться использованию ИКТ учителя, врачи, библиотекари, пожарные, сотрудники МЧС и органов внутренних дел. Национальным планом реализации Стратегии развития в Российской Федерации информационного общества его финансирование также возложено на бюджеты субъектов РФ. Что же удивляться тому, что внедрение информационно-коммуникационных технологий именно в социальную сферу «проседает» и проекты, реализующиеся в регионах в этой области, до сих пор носят разрозненный характер?


Национальный план реализации стратегии не является статическим, а ежегодно продлевается на год вперед с уточнением перечня мероприятий, параметров их финансирования и целевых показателей. А главное – именно на его основе и разрабатывалась ДЦП «Информационное общество». На VII Тверском социально-экономическом форуме, носящем то же название, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев сообщил, что в ближайшее время этому документу предстоит пройти экспертизу в Минэкономразвития, после чего он будет направлен в Минфин.


Интересно, что если на финансирование ФЦП «Электронная Россия» в период с 2002 по 2010 гг. из госбюджета было выделено, по оценкам экспертов, около 30 млрд руб., то на ДЦП «Информационное общество» (2011–2018 гг.), по словам министра, планируется направить в 10 раз больше – около 400 млрд руб. Ранее экспертами называлась еще более впечатляющая цифра – 957 млрд руб.


Напомним, что согласно принятому в мае 2010 г. постановлению правительства № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», именно Минкомсвязи РФ определено как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по экспертной оценке документов, задействованных в планировании, создании и применении ИКТ в деятельности госорганов. А Сергей Степашин, председатель Счетной палаты, на VII Тверском социально-экономическом форуме заявил о планах контрольного органа ежегодно проводить аудит в сфере информатизации государства и общества.


Разработчики программы «Информационное общество» называют ее принципиальным отличием от «Электронной России» гораздо более широкое включение механизмов государственно-частного партнерства, хотя надо отдавать себе отчет в том, что


Интересы государства и бизнеса не всегда совпадают


Это наглядно показала стихийная дискуссия, разгоревшаяся на июньском Совете по региональной информатизации между Петром Лопашиновым, заместителем губернатора – начальником департамента Смоленской области по информационным технологиями, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде, и Антоном Колпаковым, генеральным директором «Ростелекома».


Первый из них был обеспокоен нежеланием операторов связи, оказывающих услуги широкополосного доступа в Интернет, строить сети доступа к ресурсам глобальной сети в сельских районах области. Второй пытался ему объяснить, что любая коммерческая компания, коей является оператор связи, в первую очередь рассматривает проекты, реализация которых принесет дополнительную прибыть ее акционерам, чего уж, конечно, нельзя ожидать от предоставления услуг ШПД в деревнях и селах России.


Ситуация, при которой задачу строительства инфраструктуры доступа в Интернет на своей территории, обозначенную еще в Стратегии развития информационного общества в России, с субъектов РФ никто не снимал, а провайдеры доступа идти в село не спешат, явно не способствует созданию партнерства между региональной властью и оператором связи.


В качестве выхода из этого непростого положения И. Щеголев предложил два свежих решения. Первое – надстраивать точками WiFi-доступа таксофоны, установленные в деревнях и селах для оказания универсальной услуги связи населению. Второе – в случае, если в регионе начато развертывание сетей цифрового телевидения, обеспечить селян Интернетом по технологии IP over DVB-T с обратным каналом.


Заметим, что по предварительным итогам I полугодия 2010 г., подведенным iKS-Consulting, широкополосным доступом в Интернет в России пользовалось 11% населения, или 30% домохозяйств, что несколько ниже заложенного в приложении к Стратегии развития информационного общества в РФ промежуточного значения контрольного показателя в 15 линий ШПД на 100 компьютеров. А в 2015 г. их количество должно достигнуть 35.


Как выяснилось на VII Тверском социально-экономическом форуме, за опытом преодоления цифрового разрыва и обеспечения электронными госуслугами граждан, проживающих в сельской местности, стоит ехать не в весьма продвинутый в области развития информационного общества, но очень маленький Сингапур, а заглянуть в Индию,


К похожим на нас соседям


В этой стране разработан свой план активного электронного управления, одна из важнейших задач которого – сделать доступными онлайн-услуги проживающим в деревнях жителям, составляющим около 30% всего населения, которое насчитывает 1200 млн человек.


Для ее решения создаются центры накопления знаний, обратившись в которые сельские жители смогут получить ответ на свой вопрос или отправить электронную заявку на получение необходимой им услуги через Интернет. На первых порах планируется, что один такой центр будет приходиться на шесть деревень, но постепенно количество населенных пунктов на такое учреждение сократится до двух.


К середине 2011 г. госуслуги в электронной форме для жителей сельской местности будут оказываться во всех 35 штатах Индии и на всех 22 зафиксированных в ее конституции официальных языках. При этом правительства всех штатов будут проводить политику совместного использования ресурсов на базе технологии виртуализации. Уже сегодня разрабатываются стандарты для обмена данными и метаданными.


Россия собирается пойти по такому же пути. Как объявил на Тверском форуме Сергей Собянин, заместитель председателя правительства РФ и руководитель аппарата правительства РФ, отдельным мероприятием ДЦП «Информационное общество» станет создание национальной программной платформы. До конца 2010 г. в ее рамках планируется разработать первую версию общих стандартов и требований к национальной программной платформе. Более того, будет создан и репозиторий приложений для использования в органах госвласти и определены операторы этой системы, задача которых – оценка приложений на соответствие стандартам совместимости.


«Решение о создании национальной программной платформы, – считает президент НАИРИТ Ольга Ускова, – абсолютно правильное и своевременное. Сегодня информационные технологии – это основной инструмент госуправления и потому, исходя хотя бы из национальной безопасности, нельзя допустить, чтобы в этом вопросе мы зависели от иностранных компаний. В большинстве европейских стран, не говоря уже о США, считается недопустимым, чтобы в работе национальных министерств и ведомств использовались инфраструктурные информационные системы иностранных компаний-разработчиков».


Впрочем, возможно, национальная программная платформа и не решит полностью проблему цифрового неравенства, однако сэкономленные благодаря совместному использованию ресурсов средства можно будет направить на строительство инфраструктуры доступа в Интернет.  икс 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!