Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2010 |
Александр МАРТЫНЮК  | 27 июля 2010 |
Минимизация ТСО по-русски
Тех, кто вкладывается в создание коммерческих дата-центров в России, настолько заботят стоимость строительства и срок окупаемости, что об энергоэффективности и минимизации затрат на эксплуатацию вспоминают крайне редко. Какое уж там ТСО!
Рано или поздно в каждом дата-центре возникает проблема дефицита места и мощностей. Стремясь получить больше прибыли с имеющейся площади, владельцы площадки меняют ИТ-оборудование на более энергоэффективное, высвобождая необходимые мощности за счет снижения энергопотребления инженерной инфраструктуры. Это и есть энергоэффективность по-русски.
В дата-центрах США и Европы к решению этой задачи подходят не спонтанно, а целенаправленно, поскольку, например, снижение энергопотребления климатического оборудования на 10–20% экономит колоссальные деньги. Мы тоже постепенно движемся в этом направлении, но как-то слишком уж медленно. Процесс заметно ускорится, когда за энергопотребление и экономию электричества в дата-центре начнут отвечать люди, закупающие компьютерное оборудование. Пока же заказчики приобретают ИТ-оборудование, ориентируясь не столько на эксплуатационные параметры, сколько на стоимость. В итоге сиюминутная экономия бьет по ТСО дата-центра.
Все начинается с проекта
Снижение затрат на эксплуатацию начинается с проекта. Если дата-центр строится для того, чтобы на нем зарабатывать деньги, то проектировать его следует исходя из принципа: сегодня мы потратим немного больше на более энергоэффективное оборудование, но в долгосрочной перспективе оно позволит нам за счет экономии на электроэнергии больше заработать. На деле же все мысли об удобстве эксплуатации уходят на второй план, как только речь заходит об увеличении площадей вспомогательных помещений. Соблазн занять лишние 20 м2 серверными стойками, вместо того чтобы расширить, например, помещение для ИБП, часто оказывается непреодолимым. Особенно в Москве, где недвижимость чрезвычайно дорогая.
Получается, что плотность установки оборудования инженерных систем очень высока, а удобство эксплуатации крайне низкое. Если соблюдаются минимальные требования (например, полностью открывается дверь, позволяя извлечь компрессор или вентилятор для ремонта внутреннего блока системы кондиционирования), то «лишние» 5–10 см вероятнее всего будут использованы для установки стоек, т. е. для получения прибыли. И если в случае коммерческих дата-центров такой подход отчасти объясняется бизнес-логикой (пусть и весьма спорной), то в корпоративных ЦОДах, наверное, должны больше думать об удобстве эксплуатации.
Большой ошибкой будет сначала купить оборудование (просто потому, что понравилось какое-то решение), а потом думать, как его использовать. Пусть это оборудование будет невероятно энергоэффективно, но если нет грамотного проекта его подключения или если конфигурация имеющегося ЦОДа не допускает правильного подключения, вся энергоэффективность по сути будет сведена к нулю.
К пуговицам претензии есть?
В России фактически нет компаний, профессионально занимающихся эксплуатацией дата-центров. Никто из тех, кто заявляет о готовности выполнить «любой проект», не берется за эксплуатацию спроектированных и установленных ими инженерных систем, потому что нет доверия между подрядчиками, проектирующими и строящими разные системы дата-центра. Например, подрядчик, занимавшийся системой электропитания, не может поручиться за ее работу, потому что не уверен в качестве системы заземления и в нормальной работе климатического оборудования, за которые отвечали другие участники проекта. Получается лоскутное одеяло: подрядчиков много, но никто не может дать гарантию на продукт в целом, никто не гарантирует заказчику, что он получит дата-центр необходимого ему качества. Гарантия на результаты работы генподрядчика (1 год), как правило, меньше, чем на оборудование (1–3 года). Вот и получается, что уже через несколько месяцев после завершения проекта заказчик остается один на один со всем, что связано с обслуживанием ЦОДа. Он может только надеяться, что в случае серьезных проблем удастся получить с генерального подрядчика хоть какую-то неустойку. Но нынешние размеры штрафных санкций никого не пугают и не заставляют работать с полным соблюдением технологии и правил.
Хорошо, если это коммерческий ЦОД, где в одном подразделении сосредоточены служба главного энергетика, службы эксплуатации инженерного, ИТ- и телекоммуникационного оборудования. Тогда есть взаимодействие между теми, кто занимается установкой ИТ-оборудования, и теми, кто обеспечивает его инфраструктурную поддержку. В корпоративном ЦОДе за эксплуатацию инженерных систем часто отвечает служба эксплуатации офисных помещений, а за эксплуатацию компьютерного оборудования – далекий от нее ИТ-департамент, и все они дружно игнорируют службу главного энергетика. В таких условиях крайне сложно правильно организовать инсталляцию оборудования, регламентные работы и сервисное обслуживание.
Ситуацию усугубляет отсутствие отработанной практики страхования в области дата-центров и острый дефицит компаний, компетентных в данной области. В итоге все прекрасно понимают, что никто не готов платить штрафы в несколько десятков тысяч долларов за минуту простоя, поэтому заказчик часто остается один на один со своими проблемами, и их решение – если оно вообще возможно – обходится недешево.
ТСО как математика инвестора
Планируя строительство дата-центра, полезно взглянуть на проект глазами инвестора, благо с их стороны сейчас наблюдается высокий интерес к России как к очень перспективному рынку ЦОДов. Для инвестора ТСО – это чистая математика. Он материально заинтересован в использовании решений, которые помогут не только быстро окупить строительство, но и получать хорошую отдачу от инвестиций как минимум в течение пяти лет после запуска площадки. Это справедливо и для коммерческих дата-центров, и для корпоративных, инвесторами которых нередко выступают сами заказчики. Вот о чем стоит подумать! икс