Rambler's Top100
Статьи
13 октября 2010

Телекоммуникации: вперед в новую эру

Телекоммуникационные компании продемонстрировали стойкость и способность к адаптации в условиях недавнего мирового кризиса. Многие из них использовали экономический спад как возможность для модернизации используемых стратегий и перегруппировки сил с целью создания прочной основы для выхода из кризиса и дальнейшего роста.

Однако следует отметить, что в условиях повсеместного распространения широкополосных технологий и бурного роста услуг связи идет быстрая фрагментация цепочки создания стоимости телекоммуникационных компаний. При этом многие операторы связи проигрывают провайдерам прикладных программ, контента и средств связи, на долю которых приходится значительная часть выручки от оказания новых видов услуг и которые максимально эффективно используют новые возможности.

Для того чтобы добиться успеха в новых условиях ведения деятельности и обеспечить себе справедливую долю участия в будущих доходах в эпоху цифровых технологий, операторам связи, по мнению специалистов PricewaterhouseCoopers, необходимо решить шесть основных задач. Это позволит им сохранить и увеличить свою долю рынка.

Задачи:

  • Определить свой круг клиентов и понять их требования и ожидания. С появлением целого ряда новых игроков на рынке телекоммуникационных услуг компаниям становится все сложнее удерживать своих конечных пользователей. Лояльность клиентов и доверие к бренду смещаются от операторов услуг связи в сторону самих средств связи, которые обеспечивают доступ к онлайновым программам. Для того чтобы изменить данную тенденцию, операторам связи следует перестроить собственный бизнес с тем, чтобы поставить на первое место интересы клиента (физическое или юридическое лицо) во всех видах своей деятельности. Способность услышать и понять ожидания и потребности клиентов и предложить им персонализированные услуги остановит процесс оттока клиентов и вернет доверие к бренду.
  • Эффективная монетизация новых видов услуг. Повсеместное распространение как проводной, так и беспроводной широкополосной связи обеспечило появление многих новых онлайновых услуг, что привело к тому, что мобильный телефон стал неотъемлемым атрибутом нашей жизни, выполняя практически все функции, необходимые человеку. На фоне этой тенденции доходы от реализации мобильных устройств составляют миллионы долларов, причем эти суммы могут быть упущены, если операторы связи не пересмотрят свое место в сложившейся на сегодня экосистеме информационных сетей и цифровых услуг и не адаптируют соответствующим образом свои бизнес-модели. Оптимальный подход, который позволит не упустить возможности и доходы от новых услуг связи, заключается в создании партнерств с разделением доходов, которые обеспечат доступ к необходимым знаниям и опыту и ускорят время вывода продукции на рынок.
  • Обеспечение экономической отдачи от постоянного роста цифрового трафика. Потребительский спрос продолжает оставаться движущей силой значительного роста объемов трафика в сетях операторов, оказывающих услуги связи по передаче данных, при этом многие клиенты имеют планы доступа с фиксированной ценой. Итак, что делают операторы мобильной связи для начисления соответствующей платы за рост трафика? Самый простой способ в этой ситуации заключается в принятии метода учета стоимости передачи данных в мобильных сетях на основе принципа «оплата по факту». Возможно, будет не так просто продать эту идею клиентам, но у операторов связи просто нет выбора, и некоторые из них уже пошли по этому пути, например в Японии и США.
  • Оптимизация и повышение эффективности операционной структуры. Это основная цель многих операторов связи, которые обеспечили развитие бизнеса за счет консолидации и «легко встраиваемых» решений по внедрению новых видов услуг. В результате у многих операторов оказались сильно усложненные и неэффективные операционные модели. Одним из ключевых факторов успеха сейчас и в будущем является более высокая организационная маневренность, которая позволит быстро реагировать как на внутренние, так и на внешние проблемы, порожденные жесткой конкуренцией со стороны провайдеров программ и оборудования, получивших конкурентные преимущества в последние годы вследствие наличия более широких возможностей и умения быстро вывести продукт на рынок.
  • Другим важным приоритетом в области оптимизации операционной структуры является постоянное и непрерывное снижение базовой стоимости. Операторы связи должны уделять больше внимания своим ключевым видам деятельности, отличающим их от конкурентов и создающим стоимость. При этом многие из них следует перевести в разряд вспомогательных функций на горизонтальном уровне общекорпоративных служб, а неосновные виды деятельности в рамках всей сети связи передать на аутсорсинг.   
  • Еще один ключевой шаг, который многим операторам связи еще предстоит сделать, – это вывод функций бизнес-аналитики, сбора и обработки данных о клиентах и продуктах из различных разрозненных подразделений и их централизация в масштабе всей компании. Благодаря объединению всех трех компонентов аналитической функции в одном центральном подразделении, операторы связи смогут повысить эффективность, маневренность и оперативность реагирования на любые внешние изменения, вызванные переменами в потребностях клиентов, развитием конкуренции или изменениями в законодательстве.
  • Управление законодательным риском. Кризис на рынке кредитования привел к тому, что регуляторы вновь начали проявлять повышенный интерес к телекоммуникационной отрасли как на национальном уровне, так и в глобальном масштабе. Именно поэтому регулирование все чаще рассматривают как политический вопрос, а не способ поддержания здоровой конкуренции или защиты интересов потребителей. Происходящие изменения на рынках также не способствуют улучшению ситуации. Продолжая отстаивать принципы здоровой конкуренции и защиты потребителей, регуляторы должны уделять меньше внимания вопросам контроля цен и больше внимания – вопросам защиты интересов потребителей, при этом налоговые органы должны отслеживать вопросы мотивации ответственного корпоративного поведения и долгосрочного роста благосостояния. 
  • Разница в уровне и стоимости предлагаемых провайдерами услуг будет существовать всегда. Однако до тех пор, пока будут сохраняться возможности для появления на рынке новых участников, а компании не будут наживаться на своих клиентах, регуляторам следует оставаться в тени.
  • Создание стоимости путем консолидации. Процессы консолидации в телекоммуникационной отрасли продолжатся. Однако теперь в отрасли будут доминировать сделки, заключаемые компаниями-гигантами с развивающихся рынков, которые стремятся к выходу на рынки развитых стран. Три цели будут содействовать процессу консолидации – экономия за счет роста объемов производства, конвергенция услуг фиксированной и мобильной связи и устойчивое снижение затрат, что в совокупности обеспечит надежную основу для роста и развития отрасли в эру цифровой связи. Главная цель любой сделки – это создание акционерной стоимости, что оказалось труднодостижимой задачей в прошлом.

 Материал предоставлен компанией PricewaterhouseCoopers

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!