Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2022
Николай НОСОВ  17 января 2022

Цифровизация медицины для увеличения продолжительности жизни

Цифровые технологии помогут решить проблемы, обусловленные повышенной нагрузкой на здравоохранение в период пандемии.

Таков один из выводов дискуссии «Переосмысление национальной системы здравоохранения», прошедшей в рамках 13-го Гайдаровского форума.
Эпидемия COVID-19 стала серьезным испытанием для отечественной медицины, которая с трудом справляется со значительно возросшей нагрузкой. «Продолжительность жизни, она у нас чуть-чуть сократилась: было 71,5 в прошлом году, стало 70,1… И это… одно из негативных последствий пандемии коронавируса», – отметил на пресс-конференции 23 декабря 2021 г. Президент России Владимир Путин (цит. по стенограмме на сайте www.kremlin.ru). На фоне стабильного роста показателя на протяжении 15 последних доковидных лет (в частности, в ноябре 2019 г. министр здравоохранения Светлана Скворцова сообщила, что продолжительность жизни составила 73,6 года) влияние пандемии чувствуется еще острее. Потеря трех лет жизни – это совсем не мало. И дело не только в смертях от новой болезни. Переброска медиков на борьбу с ковидом ослабляет защиту от других заболеваний, которыми люди не перестали болеть, и приводит к сопутствующим  потерям. 

Проблема номер один в медицине – кадровый голод, отметил главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница № 40» Денис Проценко. Пандемия заставила общество обратить внимание на узкие места в здравоохранении, престиж профессии вырос. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, 31% абитуриентов выбирают медицинские специальности. В дальнейшем это поможет преодолеть кадровый голод, но качественную медицинскую помощь надо оказывать и сейчас. Здесь может помочь телемедицина, прежде всего, как считает Д. Проценко, в формате «фельдшер – врач» и «врач – врач» для получения второго мнения. Телеконсультации увеличат доступность медицинских услуг, особенно в регионах и небольших населенных пунктах.

Другой путь – повышение производительности труда медицинских работников с помощью новых цифровых технологий. Так, по словам губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского, в Иванове использование искусственного интеллекта на компьютерных томографах ускорило выявление очагов и оценку площади поражения легких пациента. Если раньше процедура диагностики занимала 20 мин, то теперь – пять, что позволило даже на пике заболеваемости избежать очередей на компьютерную томографию.

В разгар пандемии каждая карета скорой помощи на вес золота. Другая новация, реализованная в Иванове, – поговорить с опытным врачом еще до приезда скорой. В трети случаев за счет этого удается отменить вызов, в 3% – ускорить приезд бригады, когда пациент думает, что у него нет ничего серьезного, а на самом деле может умереть. При этом в диалоге задействуются не местные врачи, а специалисты федерального центра, что снижает нагрузку на кадры в регионе.

В 2022 г. государство потратит на здравоохранение более 5 трлн руб., из которых 70% уйдут на зарплаты медикам. Оплата происходит за объем оказанных услуг, а не за результат, и налогоплательщикам трудно оценить эффективность использования средств. «Ни одно медицинское учреждение не раскрывает статистику результатов своего лечения», – подчеркнул президент ГК «МедИнвестГрупп» Сергей Нотов, предложив увязать зарплату медработников с конечным результатом, например, по рейтингам медицинских организаций.

Эту идею не поддержал первый заместитель министра здравоохранения РФ Владимир Зеленский, указавший на сложность выставления объективных оценок и потенциальную перегрузку получивших хорошие результаты медорганизаций. Но он положительно отнесся к другому предложению С. Нотова – использованию частных инвестиций в медицинскую инфраструктуру в обмен на долгосрочный государственный заказ. 

Значительный вклад в увеличение продолжительности жизни дает борьба с наиболее распространенными причинами смерти, которые различаются от региона к региону. Так, для промышленного Пермского края с серьезными экологическими проблемами это прежде всего онкология. Поэтому, как отметил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, в регионе повышенное внимание уделяется трехуровневой системе онкопомощи – ранняя диагностика на местах – помощь в районных больницах – высокотехнологичная помощь в крупных городах.

Специфика Башкирии – большой процент сельского населения. В селах проживают 1 млн 700 тыс. человек. Первичную медицинскую помощь такие жители получают в 1960 фельдшерско-акушерских пунктах, из которых 1800 имеют доступ в интернет. И это надо использовать, например, для передачи ЭКГ врачу на расшифровку. Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров привел и другой возможный сценарий применения телемедицины: «Человек болеет. Пришел к сельскому фельдшеру. Первая помощь оказана, но листок нетрудоспособности выдает врач. Нужно организовать процесс так, чтобы пациенту не пришлось ехать в город закрывать больничный, чтобы врач мог удаленно сделать это из райцентра».

Цифровизация медицины должна идти с учетом региональных особенностей. «У нас многообразная страна. Не нужно одну модель системы здравоохранения создавать для всей страны. Должен быть набор типовых решений, но нельзя всех стричь под одну гребенку», – высказал мнение С. Воскресенский. Д. Проценко добавил, что региональные модели должны существовать в единой парадигме «пациентоцентричности». Нужно переходить от традиционного сопровождения пациентов в медицинских учреждениях к моделям, построенным вокруг потребностей пациента, включающим комплексное управление здоровьем человека на всех стадиях: от профилактики до посттерапевтической поддержки.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!