Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2010
Александра КРЫЛОВА  12 октября 2010

IP-сервисы: драйверы и точки монетизации

Логику развития глобальных IP-коммуникаций определяет растущий спрос на услугу широкополосного доступа в любое время и из любой точки. О том, какие технологические, инфраструктурные, организационные, нормативно-правовые проблемы требуется для этого решить, шла речь на сентябрьской конференции АДЭ, посвященной развитию IP-коммуникаций и IP-сервисов в России.

Начнем с того, что спрос на услугу широкополосного доступа, как фиксированного, так и мобильного, в нашей стране пока не удовлетворен, несмотря на быстрые темпы роста – только у МРК «Связьинвеста» количество новых пользователей ШПД к концу 2010 г. превысит 1,5 млн человек, достигнув 7,5 млн, а это 25% всех телефонных абонентов холдинга.

 

По оценкам аналитиков, проникновение ШПД в российскую глубинку – кстати, для большинства операторов затратное – будет расти по мере приближения 2014 г., а вместе с ним будут увеличиваться и объемы пользовательского трафика. Ведь ожидается, что к этому времени электронное правительство выйдет на «проектную мощность», которая позволит получать в электронном виде не только информацию, но и сами государственные услуги, начиная от справки БТИ или свидетельства о рождении ребенка до записи на прием к врачу и дистанционного обучения.

 

Дополнительную нагрузку на сети операторов будут создавать самые разнообразные устройства с функцией доступа в Интернет. Есть основания ожидать, что сегодняшний ряд из мобильных телефонов, USB-модемов, MP3-плееров, электронных книг и навигаторов в 2014 г. пополнят разнообразные приборы учета потребления ресурсов (электричества, воды), а также обычная бытовая техника.

 

И все же растущие капитальные затраты операторов на поддержание и развитие сетевой инфраструктуры на фоне снижающихся доходов от абонента можно компенсировать за счет партнерства с другими игроками рынка, а также выбора правильной модели ценообразования на услуги.

 

Рожденные медиареволюцией

 

Из многообразия медиасервисов, доступных пользователям Интернета, выделился бесспорный лидер – видео. К концу 2010 г. впервые глобальный видеотрафик, по данным компании Cisco, превзойдет по объему глобальный трафик P2P, а количество пользователей сервисов онлайн-видео превысит 1 млрд. 

 

В том, чтобы опыт этих пользователей из разных стран оказался позитивным, сегодня заинтересованы и держатели прав на видеоконтент, и местные ISP. Вместе с тем первые пока испытывают трудности с привлечением новых пользователей, им не хватает персонала по продажам и маркетингу, а вторые, несмотря на низкие показатели APRU и прибыльности бизнеса в целом, затрудняются установить деловые отношения с глобальными игроками рынка видеоконтента. И никто из них сегодня не контролирует качество пользовательского опыта.

 

Эта проблема решается в новой экосистеме, которую предлагает компания TeliaSonera International Carrier, к слову, владеющая самой крупной IP-сетью и первой сетью агрегации медиаконтента (Media Contribution Network) в Европе. Роль связующего звена между поставщиками контента и местными ISP в ней отводится магистральному оператору, который берет на себя ответственность за формирование положительного опыта у пользователей, поскольку транспорт медиасервисов происходит по его IP-сети.

 

В России, где количество потребителей онлайн-видеосервисов также растет, по сходной модели работает Северо-Западный филиал ОАО «Ростелеком» (подробности см. «ИКС» №3’2010, с. 43), с одним отличием: предлагаемые оператором видеоуслуги готовятся для него одним контент-провайдером, компанией «Росмедиа». В среднем же, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, сегодня  видеосервисами в нашей стране «охвачено» 15—18 млн человек.

 

Впрочем, по мнению М. Ахметжанова (дирекция интернет-сайтов ВГТРК), говорить о возможности получать и тем более разделять доходы от размещаемой в видеосервисах рекламы еще рано. Несмотря на то что CTR (отношение количества кликов на баннер к числу его показов) у видеорекламы в 3—4 раза выше, чем у медийной, первая как вид рекламы еще молода и очень дорога для площадок. Кроме того, механизмы, позволяющие придать видеорекламе интерактивность, пока находятся в стадии формирования.

 

Тем не менее в 2010 г. в Рунете все-таки появилось сразу несколько проектов, работающих по премиум/рекламной модели. В качестве примера К. Чумаченко (NGENIX) привел Ivi, Zoomy, TVzavr. По его мнению, ISP продолжат зарабатывать на услугах triple play. При этом для доступа к платному контенту, а также для решения других непрофильных для провайдеров задач они будут вступать в партнерские отношения с другими игроками.

 

«Провайдеру сложно играть на рынке медиаконтента самостоятельно», – соглашается С. Белобородов («АКАДО-Столица»). Вот почему располагающий обширной базой знаний о своих абонентах участник высококонкурентного московского рынка доступа в Интернет и платного ТВ ищет партнеров, которые помогли бы ему решать задачи персонализации его сервисов, в частности внедрения рекомендательной системы (дающей пользователям предложения на основе их профиля потребления), организации персональной технической помощи и др.

 

В эпоху всеобщей мобилизации

 

Постепенное привыкание активной части интернет-аудитории к регулярному потреблению медиасервисов и возможность обращаться к ним в любое время и из любого места, которая появляется у нее по мере развертывания сетей 3G, являются мощным драйвером роста объемов трафика мобильной передачи данных.

 

С 2008 по 2010 гг. ежегодный прирост числа пользователей мобильного Интернета в России составлял около 30%. К концу 2009 г. его активная ежемесячная аудитория преодолела барьер в 40 млн человек, т.е. практически 20% всех сим-карт в России, – такие цифры привел в своем докладе М. Алексеев (АC&M Consulting). По его оценкам, объем доходов от услуг мобильного Интернета в 2010 г. должен превысить 64 млрд руб., или $2,1 млрд, что составляет более 35% от совокупного объема рынка услуг фиксированного и мобильного широкополосного доступа в России. Во второй половине 2010 г. М. Алексеев ожидает знаменательного события: объем выручки сотовых операторов от услуг мобильного Интернета превысит объем средств, заработанных ими на услугах SMS. «Мы подошли к той точке в развитии мобильного Интернета, – заявил аналитик, – за которой начнется лавинообразный рост, и есть большая вероятность, что через 24 месяца пользоваться этими услугами будут 60% всех абонентов сотовой связи в стране».

 

П. Ройтберг (МТС): «Мы исходили не из того, какой объем мобильного трафика данных нужен абоненту, а из того, за какой он может заплатить» Операторы не ошиблись, сделав ставку в продвижении услуг мобильного Интернета на недорогие и компактные USB-модемы. По оценке М. Алексеева, несмотря на то что к осени 2010 г. в стране уже продано 6 млн таких устройств, объемы продаж не снижаются: в среднем за квартал их реализуется 1-1,5 млн.

 

«Нам нравится USB-модем, – подтвердил его точку зрения П. Ройтберг (департамент по развитию продуктов и услуг МТС), – он приводит новых пользователей, к тому же дотация каждого устройства в размере $10 – это небольшие расходы для нас как для оператора». К тому же, добавил он, USB-модем – первое, но не единственное устройство для потребления мобильного Интернета в арсенале оператора. Второе – это 3G-роутер, а третьим станет планшетный компьютер, появления которого можно ожидать в недалеком будущем.

 

Увеличение продолжительности времени, в течение которого абоненты пользуются мобильным доступом в Интернет, и объема потребляемого ими трафика (по словам М. Алексеева, в 8—10 раз за 2–3 месяца после запуска сетей 3G), а также потребность пользователей контролировать свои расходы ставит на повестку дня введение безлимитных тарифов.

 

Разумеется, понятие «безлимитный» не лишено лукавства, поскольку сети сотовой связи сегодня не готовы к тому, что абоненты будут скачивать фильмы. Так, МТС для ограничения аппетитов таких потребителей резко снижает скорость загрузки контента – до 32 кбит/с при превышении предусмотренного тарифным планом лимита трафика мобильных данных на сутки при потреблении как с компьютера (линейка тарифов MTC Connect), так и с мобильного телефона (тарифная опция БИТ).

 

«Позиционируем ли мы себя как конкуренты провайдеров фиксированного широкополосного доступа? – задается вопросом П. Ройтберг. – И да и нет, пока в большинстве регионов мы дополняем друг друга».

 

Конкуренция между ними развернется позднее, в 2014 г., когда на необъятных российских просторах, где ради охвата услугой ШПД широкого слоя «социальных пользователей» эксперты настоятельно рекомендуют разработать национальную программу развития высокоскоростных сетей, проникновение этой услуги достигнет европейского уровня. 

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!