Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2010
Вадим ИПАТОВ  09 ноября 2010

Две стороны электронной услуги

Для того чтобы оказывать государственные и муниципальные услуги в электронном виде с высоким качеством, необходима интеграция единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и внутриведомственных систем электронного документооборота, считает Вадим ИПАТОВ, заместитель гендиректора по развитию бизнеса компании «ИнтерТраст».

Вадим ИПАТОВ, заместитель гендиректора по развитию бизнеса компании «ИнтерТраст»Оказание госуслуг в электронном виде – главная составляющая электронного государства и информационного общества. Система оказания услуг в электронном виде концептуально должна состоять из двух крупных блоков – блока регистрации запросов на оказание услуг и выдачи результатов и блока отработки запросов.

 

Блок регистрации запросов на оказание услуг должен быть единым для всех услуг и для всех субъектов, их оказывающих, и функционировать по единым правилам и нормам. Блок отработки запросов зависит от характера услуги и от особенностей субъекта (организационных, методических, технологических и др.).

 

В идеале блок регистрации запросов может предоставлять несколько способов общения заявителя с электронным государством. Это может быть обычное бумажное заявление, скрепленное подписью гражданина с приложением пакета документов, требуемых по регламенту, или направленное по электронной почте заявление с электронными приложениями. Кроме того, подать заявку на получение госуслуги в электронной форме можно через веб-браузер, с мобильных карманных устройств, а также через интернет-киоск или банкомат с помощью универсальной электронной карты. В будущем эта операция будет доступна и с ТВ-приставки.

 

Вне зависимости от способа подачи запроса на оказание услуги пакет документов должен консолидироваться, размещаться и регистрироваться на каком-то центральном узле межведомственного документооборота на федеральном или региональном уровне. Данные функции могут быть делегированы единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ № 697 от 08.09.2010. СМЭВ могла бы маршрутизировать поступивший запрос в соответствующее ведомство согласно электронным регламентам, в блок отработки запроса, а также выполнять функции контроля его исполнения.

 

На этапе отработки запроса подключаются внутренние ресурсы исполняющего ведомства и внутренние регламенты, которые должны обеспечивать исполнение услуги с точно означенным результатом и в определенные регламентами сроки. В общем случае на этом этапе должна быть проведена внутренняя регистрация заявки и всех входящих в нее документов; сформированы соответствующие поручения конкретным исполнителям – должностным лицам или подразделениям – по заявке в целом и отдельным ее документам; поручения поставлены на контроль их исполнения; документы заявки маршрутизированы исполнителям.

 

Если в предоставлении услуги участвуют несколько органов, необходимо сформировать запрос в другие ведомства с использованием СМЭВ и получить ответы. Затем нужно зарегистрировать свидетельства выполненных по заявке мероприятий и отчеты об исполнении, консолидировать подготовленные результаты отработки заявки и передать выполненную работу в виде пакета выходных документов в СМЭВ.

 

Для конкретных видов услуг могут возникать дополнительные задачи в виде коллективной электронной работы над документами, внутренних промежуточных запросов и консультаций, согласования принятых решений и документов, их утверждения и пр. Для решения этих задач эффективно использование внутриведомственных систем электронного документооборота. Компоненты СЭД должны позволять автоматизировать операционную деятельность, обусловленную исполнением заявки, быстро и в полном объеме находить и предоставлять необходимые документы по ходу исполнения или в историческом аспекте.

 

Для выполнения своих функций по внутриведомственной поддержке процессов оказания услуг с высокой эффективностью, скоростью и прозрачностью СЭД должна обладать развитым инструментарием, в том числе:

 

• автоматизированной системой управления деловыми процессами, выполняющей различные ручные процедуры (регистрацию и маршрутизацию документов, уведомление о наступивших событиях, формирование «подшивок» электронных документов), а также контролирующей ход исполнения процесса и предотвращающей пропуски необходимых действий;

 

• инструментарием разработки и модификации процессов и их предоставления системе управления процессами;

 

• системой управления делами по заявкам, позволяющей агрегировать документы заявки и свидетельства исполнения заявки в соответствии с требованиями защиты информации и ее регламентированного извлечения в интересах правового регулирования, внутренних или внешних аудитов.

 

Для успешного функционирования блока отработки запроса СЭД должна быть интегрирована со СМЭВ, организационно обеспечена электронными административными регламентами оказания услуг, должна обладать развитой системой документоориентированных и технологических сервисов. Особые требования должны предъявляться к защите информации, обеспечению конфиденциальности, защите персональных данных.  икс 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!