Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2010
Евгения ВОЛЫНКИНА  08 декабря 2010

Виртуализация: сделай сам

Несколько лет слово «виртуализация» звучало как магическое заклинание, явно указывая на принадлежность говорящего к сонму избранных. Многократное повторение этого заклинания возымело свое действие.

Похоже, виртуализация пошла в народ, точнее, в корпоративные массы. Теперь многие рядовые сисадмины не только знают, что такое виртуализация, но и на практике виртуализируют свое компьютерное хозяйство, причем зачастую без помощи высоколобых специалистов из штата вендоров и интеграторов. В первую очередь это свидетельствует об уровне зрелости продуктов для виртуализации, но не будем умалять и уровень квалификации сотрудников ИТ-отделов. На конференции «Технологии виртуализации» о своих виртуализованных буднях рассказывали представители компаний и организаций, профиль которых не имеет отношения к ИТ. Условия существования ИТ-подразделений в таких компаниях далеки от тепличных, и возможно, именно поэтому тамошние «айтишники» охотно обращаются к виртуализации, видя в ней способ преодоления существующих ограничений в электроэнергии, площадях, оборудовании, деньгах, обслуживающем персонале.

 

Алексей Малафеев (ТГК-1): «Благодаря виртуализации у нас в компании все считают, что серверы берутся из воздуха» Как подчеркнул системный архитектор Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) Дмитрий Ерохин, принимаясь за внедрение виртуализации, каждая организация должна четко определить для себя цели данного проекта, чтобы реально оценить объем предстоящих инвестиций и сроки окупае-мости. Он предупреждает, что если ставятся цели сокращения издержек, консолидации ИТ-ресурсов и обеспечения высокой доступности ИТ-сервисов, то для такого решения необходима система хранения данных (СХД), и хорошо, если она у компании уже есть, поскольку покупка этого недешевого оборудования существенно откладывает решение задачи снижения издержек. Банк BSGV, поставив перед собой цели сократить затраты на электроэнергию, освободить место в серверных стойках, уменьшить трудозатраты на обслуживание существующей серверной инфраструктуры и повысить надежность ИТ-инфраструктуры, воспользовался услугами внешнего подрядчика лишь на первом этапе проекта для аудита ИТ-инфраструктуры, а все остальные работы выполняли его собственные сотрудники.

 

Этап аудита очень важен. Он позволяет сформулировать требования к оборудованию, определить перечень серверов, подлежащих виртуализации, сравнить возможности существующих на рынке решений применительно к конкретной ситуации и финансово обосновать проект виртуализации. Причем расчеты снижения энергопотребления, параметров консолидации (количество виртуальных машин на одном физическом сервере) и коэффициентов утилизации оборудования оказываются весьма близки к реальным цифрам. Вообще все докладчики-практики отмечают в качестве основных результатов виртуализации сокращение энергопотребления в разы при той же вычислительной нагрузке (или резкий рост вычислительной мощности при том же энергопотреблении) и полное решение проблемы нехватки серверов для работы прикладного ПО и места для размещения этих серверов.

 

Как отметил Сергей Клочков, заместитель начальника ЦОДа Межрегиональной инспекции ФНС, если ИТ-отдел получает в год порядка 200 заявок на предоставление новых серверных мощностей или на изменение конфигурации уже выделенных серверов, то оперативно реагировать на них, не имея серьезных запасов оборудования, нереально – виртуализация здесь является единственным решением. В данном случае сотрудникам ЦОДа ФНС удалось фактически удвоить производительность системы за счет увеличения количества серверов (40% из них стали виртуальными) и оптимального использования мощностей оборудования (утилизация существующих серверов возросла с 5–10 до 60–70%). Кроме того, кардинально сократилось среднее время на установку нового сервера (с 14 ч до 30 мин) и на восстановление сервисов при авариях (с 16 ч до 1 ч). Три серверных стойки удалось ужать до 10 юнитов (треть стойки) с общим снижением энергопотребления с 20 до 4 кВт, а самому большому сокращению подверглись порты Ethernet/Fiber Channel – вместо 128/128 их стало соответственно 8/8. Понятно, что секвестированное ИТ-хозяйство теперь требует меньшего количества специалистов для обслуживания. Коммерческие компании в таких ситуациях говорят о сокращении затрат на персонал, а государственные организации – о трудностях привлечения специалистов на бюджетные зарплаты.

 

 

Пока в российских компаниях за пределами виртуализации обычно остаются консервативная бухгалтерия и критичные для бизнеса приложения (особенно базы данных), хотя уже есть заявления об успешной реализации подобных проектов у крупных заказчиков. В общем, для полной победы виртуализации осталось преодолеть главным образом не технические, а психологические проблемы. И тогда любой грамотный сисадмин…

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!