Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2011 |
Наталия КИЙ  Татьяна ТОЛМАЧЕВА  Константин Владленович ЮНОВ  | 07 февраля 2011 |
«Если у вас не работает биллинг, у вас не будет связи»
– убежден Константин Юнов, директор по информационным технологиям ОАО «МегаФон», считая конвергентный биллинг разумной потребностью вертикального холдинга.
– Было бы странно затратить $745 млн на покупку фиксированного оператора и не приобрести универсальный инструмент для работы с клиентами. Когда принимаются бизнес-решения такого масштаба, смешно экономить на биллинге, с новыми активами надо работать.
– Константин Владленович, какие пути ведут оператора к конвергентному биллингу?
– Давно осталось в прошлом представление о конвергентном биллинге как о способе «обсчета» различных схем тарификации (скажем, prepaid или postpaid) и выставления единого счета. Речь идет о единой концептуальной и технологической платформе для мобильных и фиксированных сегментов сети, услуг и абонентов.
Я бы выделил три модели перехода на конвергентный биллинг. Первая – самая распространенная, но не самая верная, – заключается в попытке объединить уже действующие отдельные решения. Этот путь чреват большими отложенными эксплуатационными затратами, недостаточной функциональностью, невысокой гибкостью. В результате появляются две базы клиентов, что осложняет аналитику, целевые маркетинговые акции, сокращает возможности готовить общие предложения для разных групп клиентов и т.д. Не имея общей базы абонентов, не зная их предпочтений, невозможно делать правильные предложения на конкретном рынке. Знание клиента – конкурентное преимущество будущего. Слать бабушке, у которой в телефоне не подключен SMS-профиль, SMS-предложение посидеть в чате – как-то неправильно.
Модель номер два, если коротко, заключается в полной замене старой системы биллинга на конвергентную. Ее опасность – снижение качества обслуживания клиентов в процессе перехода на новую платформу. Иными словами, можно потерять абонентов: если у вас не работает биллинг, у вас не будет связи, базовые станции завязаны на биллинговую систему, это единый комплекс. Для биллинга даже переход на зимнее время – очень сложное техническое мероприятие, в котором занято много специалистов: мы не можем потерять секунды, потому что это большие деньги, например, скидки «привязаны» к суткам, и т.д. и т.п.
Модель номер три успешно испробовал на себе «МегаФон». Еще в 2005 г. с компанией «Петер-Сервис» мы заложили основу системы биллинга из нескольких сегментов (в том числе фиксированного), которую вместе с коллегами из «Синтерры» доработаем до полнофункциональной схемы, полностью закрывающей весь цикл предоставления услуг любым клиентам (включая, естественно, технический учет). Мы получим полный биллинг с различными схемами тарификации для «МегаФона» в любом понимании термина конвергентности к концу 2011 г. Перед «Петер-Сервис» задача уже поставлена.
– Как эта модель реализуется на практике?
– На практике редко бывает такая счастливая история, чтобы биллинговую систему можно было доработать до полной конвергенции. Мы изначально приняли решение, которое спустя годы позволило нам идти по пути универсализации биллинга. К слову, у нас у единственной из компаний «большой тройки» биллинг построен на российском решении и российскими специалистами, и, по моему убеждению, он лучший с точки зрения функционала. Я уверен: мы никогда не получим высокоэффективную экономику без того, чтобы развивать этот интеллектуальный сектор программного обеспечения и этот высокомаржинальный бизнес.
У нас восемь полноценных унифицированных региональных комплектов биллинга, естественно, применяется релизная схема. Наша цель сейчас – перейти к оптимальному количеству комплектов (на сегодняшний день пять), не потеряв региональные компетенции. Здесь очень тонкая грань. По заданию «из центра» с учетом местных инициатив работают Кавказ, Поволжье, Урал, Северо-Запад и другие филиалы, представляют свои наработки, которые потом тестируются, испытываются в столичном центре компетенции.
– Каковы затраты на эту работу?
– Затраты несопоставимы с тем экономическим эффектом, который получит компания в случае универсальности предоставления услуг – решение окупится за минуты!
– Какие факторы, обстоятельства сдерживают переход операторов на конвергентный биллинг?
– Скорее всего, отсутствие компетенций и риски, с которыми сопряжены любые «переделки». Однако позиция «от добра добра не ищут» – откровенно проигрышная. Я люблю известные слова из «Алисы в стране чудес»: «Чтобы оставаться на месте, приходится бежать со всех ног. А чтобы попасть в другое место, надо бежать по крайней мере в два раза быстрее». У нас просто нет вариантов!
Технологии – обслуживающая функция бизнеса. Цель ИТ – дать бизнесу инструмент, причем инструмент универсальный. Конечно, можно сказать бизнесу: мол, вот здесь возьмешь молоток, а там – отвертку, но тогда обе руки будут заняты. А мы должны предоставить бизнесу такой инструмент, чтобы у него хотя бы одна рука была свободна, а значит, было больше шансов победить в конкурентной борьбе.