Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 04 2011
Светлана АПАЛЛОНОВА  05 апреля 2011

Сражение не окончено

Россия не должна в результате того или иного определения «отечественности» стать страной отверточной сборки. Наши производители телекоммуникационного оборудования готовы к равноправному сотрудничеству с зарубежными компаниями, считает Светлана АПОЛЛОНОВА, член общественной рабочей группы по выработке критериев статуса отечественного производителя, президент компании «Райтек».

Светлана АПОЛЛОНОВА, член общественной рабочей группы по выработке критериев статуса отечественного производителяНепонятно, почему Минпромторг и Минэкономразвития проигнорировали предложения рабочей группы. Складывается ощущение, что задачи, стоящие перед страной, понимаются по-разному. РГ руководствовалась п.12 списка поручений президента: «...принять меры по выводу страны на лидирующие позиции на мировых рынках...». Выход на мировые рынки – это кооперация не с вендорами, а с разработчиками ключевых технологий. Цели таких разработчиков – партнерство со всеми, кто создает системы на основе их решений. (Так, для базовых станций WiMAX/LTE «сердце» системы – кристалл, содержащий всю необходимую математику, все остальное – обвеска. В мире работают несколько компаний, которые занимаются только этим, и именно их решения надо покупать.) Цели вендоров – захват локальных рынков, а не взращивание конкурентов себе на мировых.

 

У нас прекрасная школа инженеров и программистов, наши специалисты востребованы во всем мире. По данным НП «Руссофт», в 2010 г. экспорт ПО российских компаний составил порядка $3 млрд. И нам надо сосредоточиться на разработке интеллектуальной собственности – в инфраструктурном оборудовании ее доля составляет более 50%. Вместо этого Минпромторг обсуждает с «великолепной пятеркой» (Alcatel-Lucent, Ericsson, Huawei, Nokia Siemens Networks, ZTE) формулу локализации, где в качестве интеллектуального вклада они предлагают учить нас крупноузловой сборке.

 

Так что интересно все-таки понять, чем руководствовались в своем подходе представители двух министерств. Возможно, они спроецировали на Россию опыт юго-восточных соседей: «Китай на стадии отверточного производства тоже не ставил ограничений по доле собственности нерезидента, и мы должны начинать с этого». На эту тему уже много сказано, и всем понятно, что стоимость производства и экспортная политика мировой мастерской нас не сделают.

 

Еще один аргумент министерств – если контрольный пакет будет принадлежать резиденту, то зарубежные инвесторы потеряют коммерческий интерес. Однако источник, близкий к одному мировому телекоммуникационному гиганту, сообщил, что после объявления преференций российским производителям руководство корпорации поскрипело зубами, но начало готовиться к кооперации с российскими компаниями. А после того, как стал понятен курс двух министерств, из штаб-квартиры поступило указание всю деятельность по локализации свернуть. Потом, по прошествии почти года планомерной сдачи позиций по критериям «российскости» телекоммуникационного оборудования достаточно было двух совещаний в Минкомсвязи, чтобы в прессе опять появились сообщения о намерениях зарубежных компаний относительно кооперации с передачей технологий. Это говорит о том, что привлекательность российского рынка очень велика. Так зачем же сдаваться без боя, даже не начав торговаться?

 

Намерения и обещания партнерства со стороны зарубежных коллег – это, конечно, хорошо. Но контроль за выполнением – еще один ключевой момент. Если контролировать будет тот, кому «два болта завернуть – и достаточно», то ожидать прорыва в развитии телекоммуникационных технологий в России не придется. Контроль должен осуществлять тот, кто направляет научно-технические разработки и обеспечивает гарантии рынка в отрасли (ведь контроль за лекарствами осуществляет профильное министерство!).

 

Поэтому для того, чтобы мы действительно начали занимать лидирующие позиции в мире, необходимо:

 

открывать российские рынки для российских разработчиков и производителей;

 

объявлять новые проекты и конкурсы заблаговременно, чтобы у российских разработчиков было время обеспечить надлежащие характеристики и цены;

 

анонсировать конкурсы с преференциями российскому оборудованию, что обеспечит финансирование отечественным инновационным предприятиям;

 

разработать нефинансовые меры стимулирования интеграторов и операторов к использованию отечественного оборудования;

 

при подготовке новых «правил игры» в отрасли связи и создании механизма экспертизы максимально привлекать саморегулируемые организации;

 

принимать национальные стандарты, развивая их в дальнейшем в международные.

 

Что касается заблаговременного объявления новых проектов, то это требование продиктовано горьким опытом. В России диапазон 2,3–2,4 ГГц был открыт российским компаниям для разработки оборудования только в начале 2010 г. (в других странах оборудование этого класса производится уже несколько лет). В ходе конкурса, объявленного Роскомнадзором, все лицензии отданы в одни руки – «Ростелекому». Невзирая на то что для данного частотного диапазона регулятором изначально была определена технология WiMAX, оператор объявил, что собирается строить сети LTE, а отнюдь не WiMAX. Соответственно, те российские разработчики, которые на свой страх и риск разработали системы WiMAX, просто потеряли деньги и время.

 

Но не надо забывать, что лицензии на сети 4G были выданы по конкурсу, а не на аукционе. И это не случайно. Именно в это время Комиссия по модернизации выделила широкополосный доступ в одно из стратегических направлений технологического развития страны. Деньги, которые победитель должен был бы заплатить на аукционе, решено было направить на приобретение технологий российскими компаниями и развитие высокотехнологичных производств в нашей стране.

 

Между тем решение ГКРЧ, принятое в конце 2010 г., обязывает Минобороны и Роскомнадзор до 31.03.2011 представить предложения по уточнению (!) технических характеристик РЭС и возможности применения принципа технологической нейтральности в полосе 2,3–2,4 ГГц. Есть шанс, что по итогам этих исследований результаты предыдущих конкурсов могут быть отменены.

 

Возникшая неразбериха привела к тому, что российские разработчики и производители искусственно поставлены в положение аутсайдеров. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!