Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2011
05 мая 2011

Новые бизнес-модели ищут поддержки

Насколько идущий на глобальном инфокоммуникационном рынке процесс смешения бизнес-моделей и бизнес-ролей основных игроков затронул Россию? К каким переменам участники отечественного телеком-рынка готовятся уже сегодня? Разговор об этом ведут операторы связи и производители оборудования.

«ИКС»: Какие новые бизнес-модели (аутсорсинг эксплуатации сетей, network sharing, MVNO) вы считаете перспективными для российского телекоммуникационного рынка?  

 
 
 
 
 
 
Александр АЛЕКСАНДРОВ, коммерческий директор, «ТМК-Телехаус»: Стремительный рост рыночной стоимости социальных сетей и интернет-компаний на фоне умеренного повышения стоимости традиционных операторских бизнесов говорит о том, что интерес пользователей смещается от традиционных услуг связи к сервисам, обеспечивающим поступление и хранение больших объемов информации, дающим возможность общения, не ограниченную знанием конкретного телефонного номера. Операторы, стремящиеся к сохранению и увеличению темпов собственного роста, имеют возможность закреплять свои позиции на рынке в кооперации с интернет-компаниями, социальными сетями, контент-провайдерами.

В корпоративном сегменте хороший потенциал роста у сервисов формата SaaS/IaaS.

Создание операторами, не имеющими собственной мобильной сети, проектов MVNO – также хорошая возможность дополнить собственную продуктовую линейку необходимыми для корпоративного клиента сервисами. 

Сергей КОРНЕЕВ, управляющий директор, «Техносерв»: Можно с определенностью сказать, что модель network sharing прижилась на российском рынке в части строительства и совместного использования магистральных транспортных сетей. Практически все крупные операторы, стремясь экономить на капитальных, а в последующем и на операционных затратах на эксплуатацию, совместно строят и используют крупные и дорогостоящие трассы. «Техносерв» как подрядчик постоянно участвует в таких проектах. Кроме того, сотовые операторы также совместно используют антенно-мачтовую инфраструктуру. Из этого следует вывод, что телеком-рынок постепенно идет к аутсорсингу эксплуатации сетей.

В развитии MVNO проблема скорей лежит в плоскости незавершенного законодательства, а также относительной неготовности общества и бизнес-сообщества к этой модели. На Западе MVNO развертывают на базе крупных ритейловых сетей, для которых наличие собственного виртуального оператора – это маркетинговый инструмент.  

Александр ГОЛЫШКО, главный аналитик департамента операторских решений, региональное отделение Huawei по России, Украине и Белоруссии: Модели аутсорсинга эксплуатации сетей, совместного использования сетей, виртуальных операторов актуальны и даже имеют место на рынке. Поскольку наш рынок отстает от развитых стран, то и внедрение этих бизнес-моделей только начинается. Аутсорсинг эксплуатации сетей начался в 2010 г., крупнейший проект network sharing по LTE стартовал только что благодаря премьер-министру Владимиру Путину, а какие-то MVNO существуют вроде бы давно, но только в последнее время операторы занялись ими серьезно. Просто до сих пор операторы решали другие свои проблемы в рамках экстенсивного развития, а теперь им нужно повышать эффективность, экономить инвестиции, поспевать за ускоряющимся техническим прогрессом и пр. Думается, для стимулирования всех трех направлений кое-что может сделать и регулятор, но пока этого не произошло.  

Юрий ПЕСНЯ, вице-президент по стратегическим продажам, Tieto Россия: Развитие уже упомянутых бизнес-моделей происходит потому, что операторы связи больше не в состоянии обеспечить рост бизнеса только путем увеличения абонентской базы. Это тенденция. Аутсорсинг является одним из эффективных бизнес-решений для снижения операционных затрат, а создание виртуального оператора – чуть ли не единственным способом занять нишу на столь конкурентном рынке, как европейский.

На российском же рынке еще остается достаточно возможностей для развития бизнеса. Плюс наш национальный менталитет «всё своё», «всё – в дом» сдерживает передачу даже второстепенных бизнес-процессов в аутсорсинг третьим компаниям.  

Павел МОСИН, ведущий эксперт департамента Managed Services, Ericsson: По нашим наблюдениям, сейчас индустрия телекома находится на пороге серьезнейших изменений: фокус конкуренции смещается в сторону даже не тарифов или устройств, а пользовательских приложений и сервисов. При этом, с одной стороны, сеть как таковая перестает быть конкурентным фактором для оператора, с другой – ключевое значение приобретает безупречная работа сети при высоком уровне операционной эффективности. Многие из производственных отраслей уже прошли этот этап, найдя для себя решение в аутсорсинге бизнес-процессов, в частности в ИТ-аутсорсинге. Операторское сообщество, по нашим ощущениям, сейчас на пороге массового перехода к этой модели бизнеса.  

Андрей ТИТОВ, коммерческий директор, «Скандинавский дом»: Лично я считаю, что «классические» модели развития сотовых операторов еще вполне актуальны и просуществуют достаточно долго, т.е. в Европу мы придем не так скоро. Однако нельзя исключать тот факт, что изменения рынка, о которых уже говорилось, заставляют применять новые модели, и их развитие идет полным ходом.  

Дмитрий БЫЗОВ, генеральный директор, «Манго Телеком»: Сегодня для российских операторов связи наиболее перспективны модели, которые позволят им активно развиваться при нулевой цене минуты, мегабайта, доступа в Интернет – речь идет о нестандартных сервисах, продвижение которых обходится сравнительно недорого, дает хорошую отдачу, а их использование значительно повышает лояльность клиентов. Новые бизнес-модели операторов связи должны учитывать изменившиеся потребности целевых групп и текущую ситуацию на телеком-рынке. Его масштаб меняется, прежние ниши «вырабатываются», но при этом постоянно появляются новые, смещенные в иную область – например, в провайдинг интеллектуальных интернет-сервисов.  

«ИКС»: Какова новая роль операторов связи, производителей оборудования на современном телекоммуникационном рынке?  

С. КОРНЕЕВ: Производители оборудования традиционно выступали своеобразными локомотивами развития технологий, и этот их статус сохраняется. Располагая значительными финансовыми и людскими ресурсами, они сосредотачивают у себя основную деятельность R&D, а затем предлагают эти разработки операторам. К тому же опыт работы крупных вендоров с операторами всего мира позволяет им быть проводниками новых идей, бизнес-моделей и технологий в другие регионы. Конечно, операторы не только берут предложенные им бизнес-модели, они часто приспосабливают их к местным реалиям, дополняют их и расширяют.  

Ю. ПЕСНЯ: Изменяющиеся требования рынка постоянно смещают вектор традиционных услуг связи в сторону интеллектуальных и конвергентных услуг на стыке телекоммуникаций и ИТ. Наметившиеся тенденции снижения темпов роста телекоммуникационных сетей и, напротив, растущий спрос на дополнительные виды обслуживания заставляют производителей оборудования активнее развивать те направления деятельности, которые свойственны софтверным и интеграционным компаниям.  

А. ГОЛЫШКО: Производители становятся ведущей силой рынка за счет снижения роли операторских стратегий: многие операторы просто не успевают за развитием технологий, решений, сервисов и т.д. Производители начали самостоятельно развивать многие направления: к примеру, Apple продает всего два продукта и захватила большую часть рынка сервисов и приложений вне зависимости от наличия тех или иных операторов – они просто подключают к сети терминалы. С другой стороны, современное оборудование становится унифицированным (к примеру, базовые станции с технологией SDR легко перестраиваются для работы с любым стандартом мобильной связи), из-за чего в будущем объемы его продаж будут уже не так высоки, как сегодня, во время всеобщей сетевой модернизации. Это значит, что надо искать новые рыночные сегменты, и они уже есть: работа непосредственно с корпоративными клиентами, организация сервисных центров в «облаках», аутсорсинг всего, чего пожелает оператор, а также продажа коробочных решений, а не «коробок». Иначе говоря, производитель готов на все, что ему выгодно, но в более широком диапазоне, чем ранее – ему, если хотите, тоже нужен «широкополосный доступ» на рынок, причем порой помимо операторов.  

А. ТИТОВ: Клиент уже не готов покупать просто продукт, ему нужно решение. Это и есть основное изменение для производителя оборудования и его поставщика. Кроме того, это решение должно не только отвечать техническим требованиям и иметь лучшую цену, но и удовлетворять другим условиям, таким как поддержка будущих сервисов, минимальная стоимость обслуживания, универсальность и возможность интеграции оборудования сторонних производителей. В связи с этим вектор смещается в сторону более тесного сотрудничества производителя и поставщика (интегратора) с целью выработки таких решений.  

«ИКС»: Насколько готовы российские операторы к передаче эксплуатации сетевой инфраструктуры на аутсорсинг? Каковы его плюсы и минусы?  

А. АЛЕКСАНДРОВ: Оператор, который решился на передачу своей сети на аутсорсинг, отличается стратегическим мышлением. Он понимает, что гораздо более эффективно поставить бизнес-задачу перед внешней компанией, имеющей разносторонний опыт внедрения и эксплуатации решений различных типов, знающую различные подходы, способную предоставить под конкретное решение готовый обученный персонал. Впрочем, аутсорсинг имеет и оборотную сторону. Если собственный технический блок – «материал», который можно бесконечно совершенствовать и подстраивать под текущие задачи и изменяющуюся ситуацию, то в случае обслуживания сети внешним партнером любые изменения конечны и не могут выходить за рамки контракта с определенным сроком действия.  

А. ТИТОВ: Это будет первая новая модель, на которую в конце концов перейдут все операторы. Им становится выгодно отдавать инфраструктуру на аутсорсинг вендорам под контракты на строительство новой сети и проводить затраты OPEX как модернизацию существующей сети с затратами CAPEX. Более того, если аутсорсинговая компания берет на обслуживание сети нескольких операторов в одном регионе, то при грамотной организации она может существенно снизить затраты каждого.

Однако есть и проблемы, и главная из них – необходимость существенных инвестиций для организации «сильной» компании по эксплуатации сети. Пока отсутствуют хорошо обученные кадры (не все готовы переходить от операторов к аутсорсерам). Стоит еще учесть расстояния в нашей стране – мы все-таки не Европа, необходимо иметь очень развитую сеть как собственных, так и наемных бригад для обеспечения эксплуатации сетей. Думаю, процесс этот завершится не раньше, чем через 2–3 года.  

С. КОРНЕЕВ: В связи с активным совместным строительством операторами транспортных сетей подход к передаче эксплуатации инфраструктуры на аутсорсинг постепенно меняется. Пока это аутсорсинг отдельных трасс или локальной части инфраструктуры в каком-то географическом районе, но процесс уже начался. Передавая сети подрядчику, оператор существенно снижает свои затраты на содержание и обучение инженерного штата, ведь сегодня сети намного сложнее, чем, скажем, пять лет назад. Кроме того, аутсорсинг предполагает жесткие SLA, что ощутимо снижает риски оператора и дает ему возможность сосредоточиться на маркетинге и продажах.

С другой стороны, это все-таки весомые расходы, а также риск попасть в зависимость от оборудования монопроизводителя в случае передачи сети на аутсорсинг вендору.  

Ю. ПЕСНЯ: На российском рынке только ожидается стремительный рост аутсорсинга. Но цифры роста однозначно указывают на перспективы данного направления бизнеса. Острая конкурентная борьба и ценовые войны оказывают давление на тарифы, и операторы вынуждены предлагать все новые и новые тарифы на пакеты услуг, скидки и маркетинговые акции. Аутсорсинг, безусловно, позволяет снижать стоимость услуг за счет снижения операционных затрат – это плюс. Но зачастую при таком снижении страдает качество услуг, предоставляемых пользователю, – это, безусловно, минус. В этом случае особое внимание заказчику надо обратить на выбор аутсорсинговой компании.  

А. ГОЛЫШКО: Думается, внутренне операторы во многом готовы, но ждут реальных результатов от тех, кто этим уже занимается. Не с целью решить – делать или нет, а с целью не повторить чужих ошибок. Сети связи продолжают увеличиваться в размерах, переходят на новые технологии и становятся все более и более сложными. Становится непросто находить и содержать штат для освоения новых регионов. Все более изощренными становятся сервисы, предоставляемые поверх сетевой инфраструктуры, – главная надежда каждого оператора в части будущих доходов. При этом у операторов часто нет опыта внедрения новых технологий, а армию технических специалистов нужно не только наращивать и содержать, но и непрерывно обучать, что увеличивает операционные расходы компании.

И вот уже более 30% всемирной абонентской базы на самом деле обслуживаются инфраструктурой, находящейся под управлением компаний-поставщиков, а по прогнозу Heavy Reading, к 2017 г. этот показатель увеличится до 45%.

В общем, плюсы понятны, а минусы возникают при неадекватном управлении указанным процессом, при недоверии к партнеру, при излишней боязни сложить все яйца в одну корзину. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!