| Рубрикатор | ![]() |
![]() |
| Статьи | ![]() |
![]() |
| Лилия ПАВЛОВА  | 23 мая 2011 |
И. Карпов (Zelax): "Немногочисленным компаниям, разрабатывающим оборудование в России, приходится выживать в жестких условиях"
В прогнозах игроков рынка относительно изменения конкурентной ситуации с введением статуса "отечественного" превалирует скорее скепсис, чем надежда. Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №4'2011, "Национальный вопрос. Свой и чужой в России". Часть 4.
"ИКС": Каков сейчас, по вашей оценке, удельный вес продаж отечественной техники в "вашем" сегменте рынка и как вы оцениваете уровень конкурентоспособности российской телекоммуникационной продукции по отношению к аналогичным импортным изделиям на внутреннем рынке?
Илья Карпов, начальник отдела маркетинга Zelax: Если исходить из оценки деятельности компаний, разрабатывающих оборудование в России, то удельный вес их продаж сегодня не превышает 5-8%. Проблема в том, что этим немногочисленным компаниям приходится выживать в достаточно жестких условиях: с одной стороны – сильное давление крупных западных корпораций, а с другой – абсолютный нейтралитет со стороны государства. При этом уровень конкурентоспособности российской телекоммуникационной продукции по отношению к аналогичным импортным изделиям на внутреннем рынке достаточно высокий - как с финансовой, так и с технической точки зрения.
Сергей Кутейников, генеральный директор "Кроникс":
Удельный вес продаж отечественной техники в "нашем" сегменте рынка оцениваю в 20%. Уровень конкурентоспособности российской телекоммуникационной продукции оцениваю как низкий. Основная причина – отсутствие инвестиций при одновременном усложнении разработок и увеличении их стоимости.
Александр Крок, генеральный директор "Атлант-ТелеКом": Конкурентоспособность как таковая отсутствует. На рынке в основном технологии, опробованные "на западе", и порой полностью внедренные из-за недостаточного развития отечественных систем. Что же касается удельного веса продаж, то это малая толика по сравнению с "западным", и в основном отечественное оборудование приобретается в качестве пробы или теста.
Игорь Манько, директор по стратегическому развитию ОАО «Морион», г. Пермь: Приблизительно 10-15%. Гораздо лучше обстоят дела в секторе софта и плачевно в секторе аппаратных средств. Пресловутый Алексей Киселев, аналитик компании "Русские навигационные Технологии": Конкретно в нашем сегменте удельный вес российского оборудования очень большой – 80-90%. Но это связано именно со спецификой ГЛОНАСС/ Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК: Все близко к нулю.
Михаил Кадер, заслуженный системный инженер Cisco: Сложный вопрос. Опять же про критерии. Мы (Сиско) начали производство на территории РФ. Подавляющее большинство печатных плат заказываются «российскими» производителями в Китае и т.п. Что тогда такое «российская» телекоммуникационная продукция? Если говорить о том, что она полностью разработана и произведена в России из полностью российских компонент, то ее просто нет. Если же говорить о разнообразных СП и лицензионных производствах, то она есть и может быть вполне конкурентноспособна. Есть и некоторая середина – локальная разработка и производство с частичным заказом комплектующих за рубежом. Этот класс продукции обычно существенно уступает и по функциональным возможностям, и по стоимости, и по уровню сервисного обслуживания.
Олег Тимошенко, директор по развитию, ИСТАР: С. Кутейников: О И. Карпов: Вряд ли с введением статуса отечественного производителя стоит ожидать резкого изменения ситуации на рынке. Изменится телекоммуникационная отрасль, изменится научный потенциал России, однако конкуренция между производителями останется прежней. А. Крок: Например, немцы говорят: «Изменить и улучшить - это две разные вещи». При простом введении термина или статуса "отечественный производитель" конкурентная ситуация для отечественного производителя не изменится никак. Появятся многочисленные компании, позиционирующие себя в качестве таковых, но при этом не возникнет конструкторских бюро или исследовательских центров, продвигающих новые технологии. В лучшем случае кто-то будет " продвигать" конвергентные технологии, успешно опробованные "на западе", но при этом не несущие в себе чего-либо нового. И вообще, конкурентная среда зависит скорее не от введения статуса, а от предоставления необходимого потребителю качества за разумную стоимость.
А. Киселев: Предполагаем, что ухудшится, так как создание исключительных условий для некоторых игроков рынка ограничивает конкуренцию.
Г. Сизоненко: Если будут выполнены все условия, о которых мы говорили выше, то это создаст условия для активизации бизнеса. Условия необходимые, но не достаточные. В сфере высоких технологий исключительно важна также составляющая, связанная с защитой интеллектуальной собственности и с ответственностью за невыполненные обязательства. В нашей стране патентование требует огромных усилий по сравнению с тем, что имеет место на Западе. Причем разработчику сложно не только закрепить свои права, но и защитить их в суде и получить крупную компенсацию. Я даже не знаю, были ли такие прецеденты. Суды просто не готовы разбираться в тонкостях использования сложнейших современных технологий. А без этого невозможно накапливать интеллектуальный капитал, являющийся источником и стратегических преимуществ перед конкурентами, и ресурсов для дальнейшего развития. Еще одно обязательное условие — неотвратимая ответственность за невыполненные обязательства. Без этого возникает почва для злоупотреблений, когда недобросовестный поставщик побеждает в тендере, объявив цену, просто неприемлемую для добросовестного исполнителя. Фокус тут в том, что победитель и не собирается выполнять все условия задания, т. к. заранее уверен в возможности уже после начала работ исключить из задания «сложные» пункты, себестоимость работ. Тиражирование этой ситуации не только создает предпосылки коррупции, но и «убивает» компании, разрабатывающие собственные
технологии.


















