Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  24 мая 2011

С. Кутейников ("Кроникс"): "Российским производителям надо активнее лоббировать свои интересы в рамках ассоциаций"

Деловая телеком-общественность дает не самую высокую оценку продуктивности своего диалога с ведомствами, разрабатывающими проект документа об использовании телеком-оборудования отечественного производства. И не намерена довольствоваться ролью пассивного наблюдателя.   Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №4'2011, "Национальный вопрос. Свой и чужой в России". Часть 5. 

"ИКС":  Как вы оцениваете уровень информирования общественности относительно разработки и принятия проекта постановления правительства "О приоритетном использовании оборудования отечественного производства"?   

Олег Тимошенко, директор по развитию, ИСТАР: Тема поддержки отечественных производителей освещается достаточно активно и уже давно стала одним из агитационных  лозунгов власти, популизмом. Однако существенное расхождение слов и дел чиновников может привести к неправильному восприятию происходящего общественностью. В частности, у непосвященных людейуже формируется иллюзия, что для российских производителей уже созданы все условия, но вот только они, нерадивые, все никак не способны сделать что-либо стоящее…Отсутствует продуктивный диалог между государством и бизнесом, нет кооперации между государственными и частными структурами занимающимися разработкой и внедрением новых технологий.



Илья Карпов, начальник отдела маркетинга Zelax: Уровень информирования общественности относительно разработки и принятия проекта этого постановления до настоящего времени был, на наш взгляд, средним. Тему хорошо освещали деловые издания, и не раз обсуждало телекоммуникационное сообщество. Однако по факту принятия проекта получилось, что вся наша активность практически ни к чему не привела – реальных действий в поддержку отечественного производства государство до сих пор не предприняло.



Сергей Кутейников, генеральный директор "Кроникс": Знаю, что «интерактив» происходит. Министерство готово обсуждать. Проблема больше в активности самих российских производителей. Но одновременно есть и противодействие со стороны определенных чиновников, явно отстаивающих интересы зарубежных производителей. Ситуация неоднозначная.



Игорь Манько, директор по стратегическому развитию ОАО «Морион», г. Пермь: Сказать, что вопрос приобрел «широкий общественный резонанс», будет преувеличением. Кроме анкеты Минэкономразвития двухгодичной давности по данной тематике, пожалуй, и вспомнить нечего такого, что пришло бы от государства «самотеком». Но если год назад какие-то движения, события еще происходили, то теперь ощущение, что кампания и вовсе постепенно «сходит на нет».



Александр Крок, генеральный директор "Атлант-ТелеКом": На сегодняшний день в глобальной сети можно найти практически любую информацию. Однако профильных издательств не достаточно. Увы, российские СМИ публикуют порой информацию, не разделяя ее на сферы, и действуют по принципу "что-то где-то да выстрелит". Должны быть созданы мощные рекламные кампании. Как пример - реклама автомобиля "Лада-Калина" - поездка премьера - своеобразный пиар-ход, причем успешный, и как показатель - продажи автомобилей этой марки выросли. Например, почему бы не сообщать, что в административных зданиях используется новейшее современное отечественное оборудование? Принятие проектов о приоритете, подобных этому – всего лишь способ давления на компании, производящие оборудование, объединяющих их в систему приоритетной поддержки правительства, и частично давление на общественность, в качестве показателя якобы действующей системы научного развития. Информирование общественности на сегодня сведено к рекламе, по сути, "пустышки", так как нововведения - это что-нибудь давно известное/забытое/ненужное, но на этом можно заработать...



Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК: Сейчас, когда разработкой оригинальных технологий,  производством высокотехнологичной продукции занимаются единичные российские предприятия, коммуникационных механизмов, пожалуй, хватает. Если произойдут изменения, и в отрасли действительно начнут возникать многочисленные стартапы и пойдут проекты диверсификации, потребуется, вероятно, какие-то дополнительные механизмы.



Михаил Кадер, заслуженный системный инженер Cisco: Как низкий и непрозрачный. Формализованный и открытый диалог практически отсутствует. Иногла выходят проекты документов, нет внятного механизама подачи своих предложений и неизвестен дальнейший статус этих документов. Необходимо широко привлекать уже существующие экспертные организации типа АП КИТ, РАТЭК, и другие. Иметь четкий план-график работы над документами и избегать нерпозрачности и протекционизма. "ИКС": Что необходимо сделать бизнес-сообществу, разделенному на "отечественных" и "не отечественных", чтобы  учесть интересы всех участников рынка? Составляем план действий: С. Кутейников:  а) Перестатьдаватьвзятки. б) Российским производителям - активнее участвовать в лоббировании своих интересов в рамках ассоциаций, российским производителям мелкого и среднего размера смелее идти на слияния и поглощения. в) Зарубежным производителям - прекратить демпинг (например, в виде отсрочки платежа на год). г) Операторам связи - информировать о своих технических планах развития и раскрывать структуру принятия решений внутри компаний.



И. Манько: Вероятно, подобных сценариев в мире наработано великое множество. Есть риск попытки изобрести велосипед. Вопрос требует глубокой проработки, но основное, что видится, выглядит так:



Дано. Производители: «не отечественные» не хотят [перемен], «отечественные» не могут [соответствовать]. Потребители: «не отечественного» не могут, «отечественного» не хотят. Решение: а) «Не отечественная» фирма заключает соглашение с «отечественной» о производстве такого-то вида продукции на мощностях этого предприятия с целью декларирования статуса российского производства. Приоритетное значение имеет стартовый уровень локализации, который способно обеспечить это предприятие (сборка, регулировка, поддержка). б) План локализации попадает под контроль профильного министерства (или нескольких) и должен включать освоение этапов упомянутого жизненного цикла продукции, вероятно, в обратном порядке: обучение, поддержка, производство, локализация эксплуатационной документации и ПО, участие в совместной разработке новых версий, разработка самостоятельных версий для национального рынка. в) Сбыт продукции на территории России становится возможным только из рук этого [совместного] предприятия под совместным или новым брэндом. г) Статус сохраняется, пока выполняется план локализации, рассчитанный, например, года на 3-4.



А. Крок: Отечественному бизнес-сообществу необходима мощная поддержка государства, включающая как финансовые вливания, предоставление льгот и преференций для российского производителя, так и создание и развитие проектно-конструкторских программ, научных центров и лабораторий. Бизнесменам и изготовителям нужно на практике убеждать в стойкости  и стабильности российского производства. Не опасаться использовать российские новинки на производстве. Также необходимо привлекать научный потенциал, который приведет к  полноценному участию наших продуктов на рынке и здоровой конкуренции. В стране огромное количество прекрасно и грамотно обучающих профилированных ВУЗов, вполне способных «вырастить своих» профессионалов, заинтересованных в научных разработках. В общем, нужно приложить некоторые усилия, поработать - и с уверенностью можно сказать, что отечественный производитель, несомненно, займет не только определенную нишу рынка, причем в любой сфере бизнеса, но и выйдет в лидеры мирового уровня. Как говорится, главное – желание, а возможности найдутся.



О. Тимошенко: Мы за открытую и честную конкуренцию среди отечественных и зарубежных производителей – только так можно обеспечить конечному потребителю высокое качество продукции, а производителю - возможность вывода своей продукции на зарубежные рынки. Поддержка отечественного производства в России не должна быть привязана к конкретным именам производителям или неким критериям «свой» / «чужой», вместо этого в стране должны создаваться условия, выгодные для разработки и производства отечественного производства. Этому можно поучиться у наших западных и восточных соседей, которые в этом неплохо преуспели.



М. Кадер: Опять же подмена понятий. Любая компания, производящая оборудование на территории России и отвечающая определенным критериям, должна быть «отечественной». Так что план действий может быть таким.



а) Определить прозрачные и легко анализируемые критерии локального производителя.



б) Определить налоговые льготы на ввоз комплектующих, и что очень важно – производственного и тестового оборудования.



в) Проанализировать и, возможно, дополнительно изменить экспортное законодательство для возможности вывоза локально произведенной продукции.



г) Согласовать и формализовать преференции для оборудования локального производства, например в законе о Госзакупках.



д) Гарантировать и обеспечить стабильную нормативную базу на продолжительный срок.



е) Установить льготные расценки по кредитованию проектов по модернизации производства. Ну и т.п.



И. Карпов: Конечно, учесть интересы всех участников рынка вряд ли возможно – противоречия будут всегда.  Нужно соблюдать баланс – льготы, которые предоставляются за перенос разработки оборудования в Россию, должны компенсироваться растущим научным потенциалом государства, тогда интеллектуальная элита захочет остаться в нашей стране. Если говорить о плане действий, то сначала необходимо четко определить статус отечественного производителя, затем описать все возможные преференции и условия их предоставления и, в конечном итоге, осуществить на практике утвержденные меры поддержки. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!