Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2011
Виталий СОЛОНИН  09 ноября 2011

Полноценного LTE-покрытия не будет еще лет пять

считает Виталий СОЛОНИН, руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting.

Виталий СОЛОНИН, руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners ConsultingВ сентябре нынешнего года ГКРЧ определила диапазоны частот, в которых планируется развивать сети LTE в России, а также способ распределения этих частот – конкурсы, которые должны состояться не позднее 1 февраля 2012 г. Условия конкурсов пока официально не известны, но всем очевидно, что если они во многом будут совпадать с предложениями, сформулированными в отчете «Союза LTE», то победа большой тройки и «Ростелекома»  не вызывает сомнений.

Не всем по карману

Да, строительство федеральной сети LTE – проект дорогой. По нашим оценкам, для того чтобы построить LTE примерно такого масштаба, как нынешняя сеть 3G «МегаФона» (около 20 тыс. базовых станций по всей России), потребуется порядка $5–7 млрд. Правда, это при условии, что сеть будет создаваться с нуля, т.е. с учетом затрат на строительство транспортной сети и оборудование сайтов под базовые станции. Понятно, что нынешним крупным операторам с нуля строить не придется, поскольку у них уже есть инфраструктура, которую можно задействовать в сети LTE, но расходы все равно предстоят немалые. И к ним еще добавятся затраты на конверсию выигранного на конкурсе участка спектра. Такие суммы небольшие региональные операторы, по крайней мере, в одиночку, не потянут.

Самый быстрый путь выхода на рынок LTE для таких операторов, как СМАРТС, МОТИВ, TELE2, – это использование уже имеющихся у них частот GSM. Однако, несмотря на то что в мире уже работает шесть сетей LTE в диапазоне 1800 МГц, российский регулятор не торопится открывать эти частоты – сроки решения данного вопроса перенесены на II квартал 2012 г.

Что касается сокращения затрат операторов на строительство LTE-сети за счет совместного использования сетевой инфраструктуры (именно по такой модели работает сеть TELE2 и Telenor в Швеции), в российских условиях это маловероятно. Правда, возможно партнерство между родственными компаниями, у которых есть общие акционеры. И это мы уже видим на примере компании «Скай Линк», которая фактически вошла в состав «Ростелекома». Соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве между конкурентами у нас иногда заключаются, но реализуются довольно туго. Можно сказать, что это наша национальная особенность.

Шансы на передел

На российском рынке широкополосного мобильного Интернета (пока это сети 3G и мобильного WiMAX), где сейчас доминирует большая тройка, с появлением LTE-сетей должны произойти определенные изменения. Во-первых, на этот рынок может выйти «Ростелеком», выигравший в 2010 г. частоты в диапазоне 2,3–2,4 ГГц в 39 регионах страны, но пока так и не согласовавший их использование с военными. С большей вероятностью оператор сможет получить частоты для двухдиапазоных сетей на предстоящих конкурсах. Для запуска сетей LTE «Ростелеком» сможет использовать инфраструктуру входящих в его состав сотовых операторов. 

Во-вторых, вероятна активизация на рынке компании «Скартел», которая готова к LTE-экспансии после согласования всех частотных и регуляторных вопросов. В настоящее время доля оператора, работающего под торговой маркой Yota, относительно невелика – по той лишь причине, что ее коммерческие сети мобильного WiMAX работают всего в пяти городах (Москва, С.-Петербург, Уфа, Сочи и Краснодар). Если «Скартел» в соответствии с заявленными планами к концу 2012 г. построит сети LTE, то ее рыночная доля должна заметно увеличиться. Но все зависит от того, насколько компания будет заниматься региональной экспансией. У «Скартел» есть лицензии на частоты в диапазоне 2,5–2,7 ГГц в городах с населением более 100 тыс. человек, и компания, несомненно, в первую очередь пойдет в города-миллионники, а потом уже будет принимать решение о том, идти ли «вниз». Для того чтобы окупить затраты на эти сети в приемлемые сроки, ей нужно будет поддерживать достаточно высокий по российским меркам ARPU – как минимум, на уровне $25–30, и при этом сохранять устойчивую абонентскую базу.

В третьих, есть также шансы увеличения доли рынка мобильного Интернета у компании TELE2, которая просит разрешить ей использовать для LTE-сети имеющиеся частоты в диапазоне 1800 МГц, но будет ли получено такое разрешение и когда это произойдет, пока неизвестно.

Запуск полноценных LTE-сетей, обеспечивающих скорость доступа 30–40 Мбит/с, возможен лишь после конверсии спектра, которой будут заниматься победители предстоящих конкурсов, и этот процесс займет, как минимум, два-три года. К 2015 г. в соответствии с базовым прогнозом J'son & Partners Consulting в российских LTE-сетях будет порядка 3 млн абонентов, а при оптимистическом сценарии развития событий – около 9 млн. На строительство сетей 3G с покрытием на уровне 65% населения страны у наших операторов ушло четыре года, поэтому построения LTE-сети сопоставимого качества следует ожидать в самом лучшем случае лишь к 2015–2016 гг.

Если операторам для построения LTE-сетей будет доступен нижний диапазон частот 700–800 МГц, то сети LTE смогут дойти и до малых населенных пунктов, но произойдет это, вероятнее всего, очень нескоро. Модернизировать имеющуюся транспортную инфраструктуру для запуска LTE, строить базовые станции операторам невыгодно из-за слишком больших сроков окупаемости таких проектов. Полагаю, что для глубинки более реалистичной будет организация недорогой двусторонней спутниковой связи, сравнимой по ценам со спутниковым телевидением. Правда, разговоры об этом проекте на самом высоком уровне есть, а дел пока не видно. Но с точки зрения экономики в таких регионах LTE явно проигрывает спутнику.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!