Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2011
Евгения ВОЛЫНКИНА  06 декабря 2011

Гнать ли облака на госслужбу?

Национальные программы по использованию облачных технологий в e-правительстве и государственных ИТ-проектах приняты в разных странах мира. Есть подобная программа и в России, но наш путь в мейнстриме, как всегда, извилист.

О зарубежном опыте перевода госсектора в облака, об особенностях российского облачного пути и его проблемах шла речь на конференции «Облачные технологии на службе у государства», состоявшейся в рамках выставки Softool-2011. Из зарубежных программ государственных облаков наиболее известны американская Cloud First Policy и британская G-Cloud. Первая была разработана в рамках принятой в США в декабре 2009 г. директивы по открытому правительству (Open Government Directive), в соответствии с которой все федеральные госучреждения при реализации новых ИТ-проектов должны использовать именно облачные решения и в течение года перевести на облачную платформу хотя бы одно свое приложение, а в течение полутора лет – как минимум три. Платформы для этих проектов должны предоставить 12 аккредитованных вендоров, получивших право предлагать государству решения для хостинга, хранения данных и аренды виртуальных машин (IaaS). Правда, как подчеркнул руководитель направления стратегии платформ Microsoft Россия Леонид Аникин, облачным решениям отдается приоритет только в тех случаях, когда они более безопасны, надежны и экономически эффективны по сравнению с традиционными предложениями. Иными словами, задача повального перехода в облака все-таки не ставится, несмотря на признанную прогрессивность облачных технологий.

А. Кутуков: «У «Ростелекома» есть инфраструктура, но нет модели предоставления облачных сервисов, и я не уверен, что она появится в ближайшее время»Как рассказал директор департамента программных решений HP в России Андрей Кутуков, разработку концепции G-Cloud правительство Великобритании заказало HP Labs, поставив при этом задачи сокращения затрат на поддержание государственных ИТ-систем и обеспечения быстрого предоставления госуслуг гражданам. В результате был разработан пакет масштабируемых ИТ-сервисов, определены параметры их качества и механизмы ценообразования. Программа G-Cloud предполагает создание «магазина» Govern-ment Application Store, в котором госучреждения смогут выбирать и покупать предлагаемые поставщиками ИТ-сервисы, и количество этих поставщиков никак не ограничивается.

Российские особенности государственного освоения облаков можно назвать традиционными. Разработка национальной платформы облачных сервисов для госсектора у нас включена в госпрограмму «Информационное общество 2011–2020 годы», а согласно распоряжению Правительства РФ № 453-р от 21.03.2011 г. единственным исполнителем работ по этой программе назначен «Ростелеком», который автоматически без всяких конкурсов стал главным и по «национальному облаку». На разработку этого облака компания собирается до 2015 г. потратить 10 млрд руб., госбюджет в 2011–2013 гг. добавит еще 476 млн руб., а на окупаемость проекта «Ростелеком» планирует выйти к 2014 г. Отметим еще, что вышедший на стадию тестирования проект публичного облака OBLACOM компании «РТКомм», «дочки» «Ростелекома», в качестве прототипа для национального облака не рассматривается, все делается с чистого листа. Некоторые склонны считать первым национальным облачным решением недавно запущенную систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), разработчиком которой также является «Ростелеком». Однако это не так, облачные технологии используются в СМЭВ весьма фрагментарно, потому что далеко не во всех регионах России есть необходимые для реализации подобных проектов широкополосные каналы связи, достаточно зрелые информационные системы и квалифицированные кадры.

Однако стоит отметить, что СМЭВ создается, вообще говоря, для предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам (№210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), т.е. главное здесь все-таки услуги, а не используемые технологии. По идее облачные вычисления должны лишь помогать государству выполнять поставленную задачу предоставления услуг населению – с минимальными издержками. Но в стремление нашего государства к минимизации издержек, мягко говоря, не верится. Облачные проекты даже в масштабах не очень больших компаний не всегда оказываются успешными, что уж тут говорить об огромной стране. Правда, бизнес затевает эксперименты с облаками за свой собственный счет и на свой собственный страх и риск, а государство, судя по всему, намерено экспериментировать на деньги налогоплательщиков. В том, что инфраструктура для облачных вычислений, т.е. дата-центры и каналы связи, будет создана, сомнений почти нет (она во многом уже построена), но инфраструктура и готовые к употреблению удобные для пользователя сервисы – совсем не одно и то же.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!