Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2012
Александра КРЫЛОВА  02 февраля 2012

Эффект (не)зависит от формы

Виртуализацию и облачные сервисы учебные центры, специализирующиеся на ИТ-обучении, начали использовать в учебном процессе еще лет пять-шесть назад. Cмогут ли новые формы, появившиеся на свет благодаря этим технологиям, со временем потеснить очное обучение, поинтересовались мы у экспертов – и получили

Ожидаемые ответы

На сегодняшний день классическое очное обучение, которое проводит в аудитории преподаватель или тренер, – это основная форма ИТ-обучения во всем мире. Привычка получать знания в такой форме вырабатывается у всех за годы учебы в школе, потом в институте, и во многом в силу этой привычки очное обучение наиболее популярно и востребовано среди ИТ-специалистов в России и СНГ. Так, в учебном центре компании Softline на его долю приходится около 90% продаж курсов. Похожая картина и в учебном центре «Линдекс Информ», 95% слушателей которого обучаются именно в очной форме. «Люди приходят на очные курсы на несколько дней, и под руководством инструктора, в классе с хорошими учебными материалами, с хорошей техникой, в окружении коллег решают учебные задачи, – рассуждает Игорь Морозов («Академия АйТи»). – Понятно, что этот формат является и самым дорогим, и самым эффективным с точки зрения конечного результата».

По сравнению со всеми другими формами у очного обучения есть неоспоримое преимущество: оно позволяет не просто своими глазами увидеть изучаемое оборудование, а рассмотреть его со всех сторон, потрогать, и потому, считает А. Скуснов, директор по методической работе образовательного проекта «Дни Решений» (ИМАГ), дистанционные формы его вряд ли когда-нибудь полностью заменят.

Елена ИВАНОВА, директор Luxoft TrainingЕлена ИВАНОВА, директор Luxoft Training

В России однозначно превалирует очная форма обучения, и причин тому несколько. Для нашего менталитета большое значение имеют личный контакт, социальные связи и возможность обмена опытом. К тому же очное обучение благодаря специально выделенному на него времени дисциплинирует гораздо больше, чем онлайн-аналог. Серьезным барьером на пути дистанционного обучения я считаю и недостаточные развитие и удобство в плане сервиса существующих в России инструментов для этой формы.  

Любят учиться очно и слушатели курсов в Учебном центре «Информзащита», отмечает А. Крылова, его директор по развитию бизнеса: «Специалисты по информационной безопасности – это достаточно специфическое профессиональное сообщество, и для его членов очень важна возможность общения друг с другом и со специалистами нашего учебного центра». 

Впрочем, у самой популярной формы обучения есть и недостатки. Во-первых, от ИТ-специалиста требуется провести несколько дней не на своем рабочем месте, а в учебном центре. Во-вторых, если он хочет пройти какой-то редкий курс, иногда приходится долго ждать, когда наберется группа. В-третьих, помимо платы за авторизованный курс, ИТ-специалист или компания, направляющая его на обучение, должны потратиться на проезд и проживание, если учебный центр расположен в другом городе. А теперь представьте, что таких специалистов тысяча, или две, или десять. Какой корпоративный клиент найдет средства обучить их всех очно?

Все это значит, что очная форма обучения безусловно не подходит для реализации проектов федерального масштаба. От учебного центра, претендующего на участие в одном из таких проектов, требуется умение

Передавать знания на расстоянии

Распространение компьютерных технологий и постепенное развертывание сетей передачи данных породили идею дистанционного образования. На первых порах она реализовалась как web-based training, асинхронное дистанционное обучение, предполагающее, что специалист будет самостоятельно изучать доступные, скажем, на портале учебного центра материалы с возможностью задать вопрос тьютору в режиме оффлайн, например по электронной почте. «Классическая асинхронная форма обучения появилась еще в конце 90-х годов, – вспоминает Д. Изместьев («Сетевая академия ЛАНИТ»), – и тогда все были полны энтузиазма и готовы ее развивать. За время, минувшее с тех пор, асинхронное дистанционное обучение заняло какую-то нишу».

Например, учебный центр «Линдекс Информ», готовящий специалистов по работе с СКС, предлагает слушателям из Якутска и Владивостока доступ к веб-курсам, опубликованным на его портале. Кроме того, они могут с помощью размещенной тут же формы обратной связи задать вопрос преподавателю и получить от него ответ. «Эта модель обучения не имеет проблем с покрытием территории страны», – замечает В. Ваганов, региональный директор в России и СНГ компании Veem Software, которая также предлагает техническим специалистам своих заказчиков и партнеров веб-курсы.

У этой формы обучения есть и серьезный минус – недостаточная мотивация слушателей, на которых в основном и возлагается вся ответственность за результаты обучения. Индивидуальный план, регулировка темпов изучения материала, доступные в асинхронном дистанционном обучении, – это, конечно, хорошо. Однако даже если человек может выделить два часа в день для самостоятельного прохождения курса, аналогичного 40-часовому очному, жить в таком режиме как минимум 20 дней очень непросто. А потому для подготовки ИТ-специалистов, отдающих много сил и времени своей профессиональной деятельности, дистанционному обучению потребовалась

Павел ЛАНЧИКОВ, генеральный директор Учебного центра Huawei Павел ЛАНЧИКОВ, генеральный директор Учебного центра Huawei

По нашему мнению, на данный момент в России не существует технологической платформы, каналов связи, формата представления информации, которые по силе влияния могли бы приблизиться к  «живому» общению с преподавателем. Очевидно, что истина в споре сторонников вебинаров и приверженцев классической очной формы по-прежнему находится где-то посередине, в смешанных очнодистанционных методически грамотно выстроенных программах обучения.

Синхронизация

Интерактивное взаимодействие в режиме онлайн слушателей и тьютора, которые находятся в разных уголках страны, – отличительная черта синхронного дистанционного обучения. От первых этот формат требует в заранее определенное время надеть наушники, подключиться к трансляции и слушать преподавателя, а от второго, помимо высокого профессионального мастерства, – владения методикой обучения на расстоянии и даже своеобразной харизмы.

Именно интерактивность – обмен вопросами-ответами между слушателями и преподавателями в режиме онлайн – и обеспечивают вебинары, что делает эту форму обучения популярной, особенно у компаний и госструктур, которые не в состоянии отправить на очные курсы всех нуждающихся в обучении ИТ-сотрудников или пользователей информационных систем. А если человек погружен в обучение, считает А. Крылова, внимательно слушает лектора и ни на что не отвлекается, сдает все предусмотренные программой промежуточные тесты, то качество знаний, которые он получит на вебинаре, будет таким же, как после окончания очных курсов.

Вебинары очень подходят для проведения корпоративного обучения, полагает Д. Изместьев (к слову, не большой поклонник этой формы). В этом случае людей отпускают с рабочего места на несколько академических часов, и они уделяют это время обучению: слушают лектора, выполняют под его руководством лабораторные работы, проверяют свои знания, проходя тесты.

Практика вебинаров, проводимых в федеральном масштабе для ФНС учебным центром «Микроинформ», показывает, что для достижения успеха в таких проектах нужен тесный контакт с представителями заказчика в регионах, адаптированное к решению его задач учебно-методическое обеспечение и четкий план организационных и технических мероприятий.

Обучение в форме вебинаров активно поддерживают производители оборудования и разработчики программного обеспечения; например, компании SAP и HP активно используют ее для подготовки ИТ-специалистов партнеров и заказчиков.

Итак, вебинары сегодня в моде, поскольку эту форму активно продвигают сразу несколько групп участников рынка. Но и они не лишены недостатков. Во-первых, материал приходится «отмеривать» слушателям более мелкими порциями, чем в классе, потому что сидеть у компьютера и слушать лектора 8 часов очень сложно. Во-вторых, далеко не во всех регионах России имеются стабильно работающие Интернет-каналы. Малейший же перебой в связи означает, что часть контента слушатель упускает…

Впрочем, есть еще один формат дистанционного обучения, который пока реализуется не в полной мере, – это видеоконференцсвязь. А ведь, как показывает опыт применения ВКС на выездных семинарах компании ИМАГ, такие системы могут вывести мероприятие на качественно новый уровень: достаточно откомандировать в регион двух сотрудников с задачей через открытый Интернет развернуть на месте систему групповой ВКС и расставить демонстрационные образцы. А дальше современные терминалы ВКС с успехом справятся с задачей установления и поддержания аудиовизуального контакта между докладчиком и аудиторией. По мнению А. Скуснова, это не только позволяет более экономно проводить выездные мероприятия, но и снимает практически все ограничения на привлечение к участию в семинаре лучших докладчиков, в каком бы городе или даже стране они не жили. Правда, при использовании ВКС проблема с недостаточно надежными каналами связи тоже может серьезно осложнить жизнь организаторам и участникам мероприятия.

Что нового?

Поиски форматов, удобных для ИТ-специалистов и экономически выгодных для их работодателей, продолжаются. Вектор поисков направлен и на обучение, адаптированное к конкретным задачам каждого корпоративного клиента. К примеру, в портфеле учебного центра SmartLevel (IBS Platformix) есть индивидуальные авторские курсы, рассчитанные на изучение оборудования и технологий, которые используются в конкретной сети компании-заказчика, что позволяет специалистам получать необходимые им в работе знания в более «концентрированном» виде.

Учебные центры развивают форматы, сочетающие в себе преимущества очной и дистанционной форм ИТ-обучения, – смешанный и персональный. Именно общение преподавателя и слушателя «один на один» предлагает специалистам учебный центр Softline – однако в силу своей высокой стоимости по сравнению с очным новый формат пока не очень популярен.

Задачу оптимизации стоимости персонального обучения в «Сетевой академии ЛАНИТ» решили с помощью видеокурсов, контрольных вопросов и консультаций преподавателей. Получается, что ИТ-специалист смотрит и слушает видеоинструктора, отрабатывая навыки на втором мониторе, а при необходимости всегда может обратиться с вопросами к преподавателю, находящемуся в той же аудитории.

Кроме того, сейчас можно уже думать и о разработке и развитии формата m-Learning. Словом, индустрия ИТ-обучения продолжит движение в общем тренде с рынком инфокоммуникаций.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!