Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2012
Лилия ПАВЛОВА  13 марта 2012

Киберзащите требуется консолидация

Противостоять киберугрозам можно только объединив усилия, утверждают все, кто против мошенничества, преступности, атак и войн с приставкой «кибер». Многие понимают, как это сделать. Но никто не знает, когда это произойдет.

Лукавство цифр сути не меняет

Сколько же пользователей насчитывает Рунет? На «Инфофоруме» Людмила Нарусова, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, озвучила цифру 50,5 млн, из которых 14 млн – несовершеннолетние. На Форуме безопасного Интернета Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций РФ, назвал оценку «более 60 млн», из которых 59% (т.е. более 35 млн) – подростки 12–15 лет. А данные, приведенные на «Инфофоруме» Анатолием Смирновым, президентом Национального института исследований глобальной безопасности, и вовсе сбивают с толку: число пользователей «ВКонтакте» составляет 159 млн. Даже если учесть, что россиян среди них 70%, все равно получается, что практически вся Россия старше детсадовского возраста сидит в этой соцсети… По поводу цифр громадья Алексей Кузьмин, первый заместитель начальника 8-го Центра ФСБ России, скептически заметил, что даже 50 млн – показатель скорее всего завышенный, ведь многие пользуются не одним компьютером и не одним IP-адресом.

Впрочем, плюс-минус 10 млн пользователей принципиальной роли уже не играют, поскольку не отменяют угроз, растущих в киберпространстве как снежный ком.

Какая война без стратегии?

Кибервойна территориальных границ не знает – и в прошлом году Россия выступила с инициативой разработки и принятия конвенции «Об обеспечении международной информационной безопасности». Как сообщил Алексей Мошков, начальник Бюро специальных технических мероприятий МВД России, документ пока далек от принятия, но не остался незамеченным мировым сообществом и активно обсуждается.

А вот национальной стратегией инфобезопасности Россия, в отличие от ряда других стран, еще не обзавелась. На «Инфофоруме» не единожды прозвучало, что такая стратегия срочно необходима – с планом ее реализации, с единым координатором. Кроме того, требуется создать научную базу для выработки национальных стандартов и рекомендаций в сфере ИБ и центр мониторинга защищенности государственных информационных ресурсов; принять основные направления госполитики в области формирования культуры информационной безопасности и организовать общенациональные акции, направленные на повышение уровня информирования населения. В США, Австралии, Великобритании такие стратегические решения приняты в 2009 г., тактические шаги сделаны. 

Вероятно, частью стратегии России станет Национальная программная платформа. По мнению Николая Волобуева, заместителя гендиректора госкорпорации «Ростехнологии», технологическая независимость в области создания информационных систем позволит России заменить зарубежное ПО, используемое в органах госвласти и в оборонном комплексе. Владимир Мамыкин, директор по информационной безопасности «Майкрософт Рус», выразил при этом надежду, что программисты воспользуются книгами Microsoft по разработке защищенного, не зависящего от платформы кода. А также заметил, что более 30 продуктов компании сертифицированы во ФСТЭК России и семь – в ФСБ.  

Кто займется беспризорниками 2.0

Поначалу могло показаться, что на «Инфофорум» Л. Нарусова попала по ошибке – вместо Форума безопасного Интернета. В аудитории силовиков, озабоченных вопросами государственной безопасности, неожиданно было слышать, что «защита детей в Интернете – главная наша проблема». Но очень скоро стало понятно, что этот посыл адресован МВД России, куда сенатор неоднократно обращалась за помощью в подписании международных документов по защите детей. «Более 140 стран уже подписали и ратифицировали эти документы, но не Россия, – сообщила Л. Нарусова. – Именно МВД должно вносить в Госдуму и в Совет Федерации эти документы, но в ответ на запросы я получила досадную отписку». Между тем защитить детей в Сети можно только при объединении усилий законодателей, правоохранительных органов, провайдеров и общественности, уверена сенатор.

О необходимости консолидации в противостоянии киберпреступности говорят абсолютно все, но, похоже, очень непросто консолидироваться всем со всеми. Как сообщил А. Мошков, его подразделение сотрудничает с Лигой безопасного Интернета, Ассоциацией российских банков и другими общественными организациями. В итоге в нынешнем году стартовала всероссийская программа «Безопасный Интернет», важным элементом которой станет комплекс мероприятий защиты детей в Интернете. «Мы поддерживаем внедрение систем контент-фильтрации в качестве одного из способов ограничить негативное влияние сети на ребенка, но технические меры не позволяют полностью справиться с проблемой, – признал представитель МВД. – Поэтому мы реализуем и социальные инициативы». Так, Бюро проводит всероссийскую акцию «Уроки безопасности в Интернете», в ее рамках «киберполицейские» будут встречаться со школьниками, обсуждать типичные проблемы, возникающие при общении детей в Сети. Первый урок прошел в московской школе №1387.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!