Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2007
Карен ШАХНАЗАРОВ  11 декабря 2007

Виртуальный посредник, или В помощь начинающему MVNO

С ростом и развитием мобильных виртуальных операторов на рынок услуг выходят MVNE – посредники между базовыми операторами и MVNO. «Создающий возможность» – так можно охарактеризовать роль нового игрока. Кому и чему он служит?

К. Шахназаров, директор по развитию бизнеса Martin Dawes Systems (Восточная Европа и СНГ)

На телеком-рынке России быстро осваиваются новые технологии, растет потребление услуг, сегментация пользователей становится все более точной. Благодаря стремительному развитию сектора мобильного контента российский рынок может стать благодатной почвой для нишевых MVNO и виртуальных операторов следующего поколения, которые будут продавать контент, мультимедийные услуги и данные. В стране уже действуют несколько сильных брендов («Евросеть», «Матрикс Мобайл» и др.), и можно ожидать, что после формального одобрения MVNO регулирующими органами рост этого рынка будет феноменальным.

Три урока для MVNO

У России есть преимущество перед такими рынками, как США и Англия, – она учится на их опыте и не будет повторять их ошибок. Вот несколько уроков, которые необходимо помнить начинающим MVNO: 
  • Работа с провайдерами. Прежде всего необходимо иметь соглашение с базовым оператором (оператором, владеющим лицензией на оказание услуг сотовой связи и инфраструктурой). Для базового оператора при этом вырисовывается интересный бизнес-кейс: MVNO обеспечит ему присутствие на нишевых рынках, не входящих в его портфолио, и даст дополнительный доход, а также позволит за счет продажи неиспользуемой емкости оптимизировать вложения, сделанные в сеть. Кроме того, оптовые клиенты для него могут быть намного более выгодными, чем розничные (обычные абоненты). Однако работа с MVNO связана для базового оператора с определенными рисками. Поэтому оценка им возможного бизнес-кейса может быть процессом длительным и трудоемким.
  •  Дифференциация. Новые услуги с добавленной стоимостью должны ориентироваться на потребителя, его образ жизни, предпочтения и др. Например, американский MVNO Helio предлагает своим абонентам услуги Google Maps на базе технологии GPS, загрузку музыкальных файлов через радиоинтерфейс и эксклюзивный бесплатный доступ к MySpace Mobile.
  •  Конвергенция. Этот тренд недавно проявился у MVNO следующего поколения. Так, Virgin Media в Англии предлагает пакеты услуг quadruple play, объединяя в одном пакете мобильные и стационарные услуги связи, широкополосный доступ и ТВ, передачу голоса и данных.
Как показывает практика, среди основных причин банкротств MVNO – переоценка возможного спроса со стороны абонентов и большие затраты на привлечение новых абонентов. Поэтому для успешности MVNO очень важен контроль затрат. С выходом на рынок большого количества игроков базовые операторы начинают более придирчиво относиться к выбору партнеров для этого бизнеса. На развитом рынке это приводит к появлению так называемых Mobile Virtual Network Enablers (MVNE), компаний-посредников, которые находятся между базовым оператором и MVNO.

Оператор возможностей

Молодым MVNO, начинающим работу на рынке, MVNE подставляют плечо, беря на себя все сложности, связанные с операционной частью бизнеса мобильного виртуального оператора. Они проводят необходимую кастомизацию систем для MVNO и обеспечивают наличие гибкого и настроенного OSS/BSS-функционала. С помощью компании-посредника новый MVNO сможет «обкатать» свою концепцию, протестировать бизнес план и сконцентрировать усилия на тех услугах, которые будут для него определяющими. MVNE также играют существенную роль при предоставлении сложных и высококачественных услуг как составляющих бренда MVNO. При этом MVNE, особенно с опытом работы в области биллинга и тарификации, сможет предложить самые различные схемы тарифов и скидок, адаптируемые к быстро меняющемуся рынку. На таких рынках, как Англия, где бизнес MVNO существует уже многие годы, MVNE доказали свою эффективность. Например, British Telecom для быстрого выхода на рынок мобильной связи и развития проекта BT Fusion воспользовалась «создающим возможность» MVNE. Им стала компания Martin Dawes Systems, у которой есть хорошо разработанная система биллинга и поддержки клиентов, предназначенная для бизнес-абонентов.

***

С взрослением рынка мобильных виртуальных операторов вклад MVNE в успех их бизнеса растет. Для уже действующих MVNO – это более сложные и продвинутые услуги, для новичков – быстрое начало и эффективное ведение бизнеса.

В Европе, США, Африке и Азии в настоящее время активно действуют более 300 MVNO. В 2006 г. они обслуживали 83,9 млн абонентов (на 24% больше, чем в 2005 г.) при обороте $19,3 млрд. По прогнозам экспертов, к 2012 г. абонентcкая база MVNO достигнет 150 млн, а оборот превысит $30,4 млрд. Особенно эта бизнес-модель интересна для быстрорастущих рынков, таких как Россия, Китай и Индия.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!