Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2012 |
Наталия КИЙ  | 10 апреля 2012 |
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Уж сколько раз твердили миру, что исконная операторская модель бизнеса дала трещину и год от года теряет эффективность. Но то ли операторы не могут, то ли конкуренты очень хотят, но число игроков на сервисном поле прибавляется, операторские затраты растут, маржа падает. Телеком-гранды пытаются бороться: один мировой оператор трансформировал сеть, другой – биллинг, третий – портфель услуг...
Уж сколько раз твердили миру, что исконная операторская модель бизнеса дала трещину и год от года теряет эффективность.
Но то ли операторы не могут, то ли конкуренты очень хотят, но число игроков на сервисном поле прибавляется, операторские затраты растут, маржа падает. Телеком-гранды пытаются бороться: один мировой оператор трансформировал сеть, другой – биллинг, третий – портфель услуг... Но время работает против традиционных сервис-провайдеров: на то, на что трудолюбивые операторы тратили десятилетия, интернет-акулам требуются годы, а то и месяцы. Вице-президент TM Forum в ближайшие пять лет не исключает появления мобильных сервисов у – страшно представить – мировых интернет-гигантов. И что, вековые усилия насмарку?! (Актуальный комментарий).
Хуже ощущают себя на рынке еще живые небольшие телеком-операторы. До конкуренции с интернет-компаниями дело вряд ли впрямую доходит, есть враги еще более для них опасные – большие операторы. Что предложить клиенту вместо снижения цены? – для «малышей» часто вопрос жизни и смерти.
А вот ТВ-товарищество держит удар, хоть и опутано, как Лаокоон змеями, Всемирной сетью: кабельное ТВ надеется до середины десятилетия крепко держать свою рыночную долю, ни пяди процента не отдавая веб-ТВ, хотя и признает, что телесмотрение из пассивной процедуры переходит в активную, по нишевым интересам, и в интерактивную – с обратным каналом.
Поскольку традиционный операторский рынок год от года сжимается, как шагреневая кожа, любое открытие новых возможностей здесь – удача, о которой стоит не то что говорить – кричать. Такая площадка как раз формируется в спутниковой навигации: разработчики и интеграторы этого сектора имеют шанс стать оператором мониторинга транспорта по модели SaaS. Какие еще двери в новый бизнес открывает ГЛОНАСС, создаваемый как рынок по госзаказу, – читайте в Теме номера.
Новый рынок – всегда хорошо. А как поживает старый в новых условиях? Наш обозреватель взялся выяснить, что такое старый то ли миф, то ли явь FMC в эпоху универсализации операторов. Способны ли конвергентные услуги наконец стать источником допдоходов или окончательно отойдут на задворки сервисной империи? Признаться, результат получился неоднозначный.
Такая же неопределенная ситуация и с регулированием сервисов – здесь все еще действует устаревший принцип деления на телефонное и телевизионное лицензирование. Инфраструктуру законодательно отделить от сервисов, ввести их раздельное лицензирование – настаивает наш постоянный автор. Ссылаясь на авторитеты, он обещает, что скоро будет котироваться только одна услуга – под названием «связь». Что-то похожее мы уже слышали. И что самое интересное – еще услышим не раз.