Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2012 |
Александра КРЫЛОВА  | 10 апреля 2012 |
FMC в эпоху универсализации
Технологическая и сервисная конвергенция – одна из очевидных целей универсализации бизнеса операторов. Однако сказать, что этот тезис подтвержден жизнью, пока нельзя. Стал ли былью миф о FMC? Или ее удел – оставаться блестящей пряжкой на портфеле большого бизнеса? Практика универсальных операторов дает на эти вопросы разные ответы.
Четыре года назад и отнюдь не в первый раз «ИКС» писал («Fixed Mobile Convergence по-русски», см. № 1’2008) о том, что ни операторы, ни производители терминальных устройств, ни потенциальные потребители не готовы к реализации концепции Fixed Mobile Convergence.
За прошедшее с тех пор время ситуация изменилась: в результате сделок M&A операторы мобильной связи стали универсальными, объединив свои сети с сетями приобретенных фиксированных игроков, появились iPhone и iPad, создается инфраструктура для облачных сервисов.
Что представляет собой конвергенция в новом контексте операторского бизнеса? «Сегодня FMC-услуги предлагаются большой тройкой в корпоративном сегменте, – комментирует Максим Савватин, аналитик iKS-Consulting. – Дальше всех продвинулся по этому пути «ВымпелКом», поскольку первым по нему пошел. «МегаФон» (с учетом «Синтерры»), у которого конвергентные услуги только появляются, сильно активизировался в бизнес-сегменте. МТС пока готовит почву для конвергенции, не более того».
И операторы и аналитик сходятся во мнении, что до сих пор рынок конвергентных услуг остается непрозрачным, единообразных методик подсчета не выработано, как, впрочем, и общепринятого определения понятия «конвергентные услуги».
Есть и достижение – спрос корпоративных заказчиков на FMC-сервисы. «Спрос на конвергентные услуги сейчас большой, – отмечает М. Савватин, – причем не только у крупных корпораций, но и у SMB-компаний».
В настоящее время наличие таких сервисов в продуктовом предложении оператора – признанный всеми эффективным инструмент привлечения новых клиентов и удержания уже имеющихся. Превратятся ли они наконец в генератор дополнительной выручки ставших теперь универсальными операторов?