Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  19 апреля 2012

А. Смятских («М2М телематика»): "В скором времени объем производства ГЛОНАСС/GPS-модулей выйдет на миллионные тиражи"

Российские разработчики двухсистемных чипсетов готовы побороться с зарубежными компаниями за массовый рынок. Каковы их шансы и какие новые точки роста стоит искать?  Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №4'2012 "Спутниковая навигация. Рынок по госзаказу". Часть 2.



"ИКС": Ряд зарубежных и российских разработчиков объявили о выпуске навигационных чипсетов ГЛОНАСС/GPS для массового рынка. Как вы оцениваете потенциал российских производителей в конкуренции на отечественном рынке? в глобальной конкуренции?

Алексей Осипов, директор по развитию решений позиционирования «СИТРОНИКС»: К сожалению, опыт и ресурсы российских производителей навигационных чипсетов на данный момент несопоставимы с зарубежными конкурентами, которые уже поставляют чипсеты ГЛОНАСС/GPS на внутренний рынок. При этом качество зарубежной продукции существенно выше, а цена более конкурентоспособна, в отличие от отечественной. Насколько мне известно, обеспечить российских поставщиков чипсетов заказами на данный момент удаётся только за счёт государственных заказов, в которых одним из условий поставки навигационно-связных терминалов ГЛОНАСС-GPS является использование в них чипсета отечественного производителя.

Виктор Кульнев, начальник отдела  систем позиционирования и навигации  ОАО «Интеллект Телеком»: Из-за возможности работать по сигналам двух навигационных систем навигационные чипсеты ГЛОНАСС/GPS имеют конкурентное преимущество по сравнению с обычными GPS-чипсетами. В силу этого, в составе различных устройств (навигационных, телематических и т.п.) они могут составить серьезную конкуренцию традиционным GPS-чипсетам на отечественном и зарубежном рынках.
Вместе с тем, объективно навигационные чипсеты отечественной разработки по стоимости, габаритам, техническим характеристикам и наличию дополнительных функций не всегда превосходят импортные ГЛОНАСС/GPS чипсеты для массового рынка разработки передовых зарубежных производителей (Qualcomm и др.). Поэтому для разработки  коммерческих и массовых навигационных и телеметических приложений могут применяться как отечественные, так и зарубежные ГЛОНАСС/GPS-чипсеты.   Выбор пользователя  будет определяться ценой и техническими параметрами чипсетов.
Требования по обеспечению информационной безопасности в специальных и государственных программах делают использование чипсетов отечественных производителей практически безальтернативным. В целом же, учитывая современные достигнутые технические характеристики отечественных навигационных чипсетов на внутреннем и внешнем рынках, возможна конкуренция чипсетов отечественных и зарубежных производителей.

Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS: Пока на рынке не появилось определенное количество готовых массовых устройств, трудно говорить о судьбе российских чипсетов. Тем не менее, уже можно говорить о том, что заявленные характеристики российских чипсетов, в общем, позволяют построить на их базе качественные решения и занять определенные ниши на рынке. Но очевидно, что массовый успех таких устройств зависит далеко не только от параметров чипсетов.

Руслан Будник, генеральный директор SPIRIT Telecom: С нашей точки зрения, продукты, которые выпустили наши производители, можно только приветствовать. Однако все понимают, что по своему технологическому уровню они находятся на одно или два поколения позади продуктов, выпущенных зарубежными производителями. Еще в 2008 г. в своих публикациях мы говорили о том, что сложится такая ситуация. К сожалению, сегодня российская технологическая база не позволяет конкурировать с западными производителями в выпуске хардверных решений (и навигационные чипы входят в этот список). Однако это совсем не означает, что российские разработчики в этой области  могут только догонять своих западных конкурентов, и им совсем нечего предложить  мировому рынку. Хорошо известно, что качество навигационной микросхемы определяется качеством зашитого в нее концептуального, алгоритмического и программного обеспечения. И вот тут у нас есть поле для игры и большие возможности. Если у вас есть ноу-хау, эффективные  алгоритмы ,  превосходящие конкурирующие решения, то спроектировать и сделать на их основе чип на фабрике, местонахождение которой не имеет особого значения, ¬–  это уже во многих случаях  хорошо освоенное дело. Разумеется, современные навигационные решения – это не только навигационные чипы, но и сервис, базирующийся на информационных, коммуникационных и навигационных технологиях.
Если же говорить только о позиционировании, то надо иметь в виду, что  сегодня активно развиваются гибридные технологии: на помощь ГЛОНАСС/GPS-приемнику приходят другие  радиотехнологии позиционирования и инерциальные системы, способные  обеспечить позиционирование в любых условиях, включая навигацию внутри помещений. Есть куда развиваться, горизонт развития гибридных технологий оценивают в  20 лет. При этом цель – обеспечить стабильное бесшовное позиционирование всегда и везде. Сейчас пользователи лишь частично удовлетворены тем, как работают технологии позиционирования, LBS-сервисы требуют большей надежности и точности. Позиционирование внутри зданий и помещений называют «золотой лихорадкой» на рынке навигационных услуг.
ГЛОНАСС/GPS чипы уже  не являются инновационными продуктами, их предлагают как гранды мировой полупроводниковой индустрии, так и начинающие компании из Азии.  Поэтому, с нашей точки зрения, перспектива в другом. Нужно разрабатывать новые решения, создавать гибридные, более чувствительные приемники и сложные алгоритмы для навигационных продуктов следующего поколения (чем, собственно, и занимается SPIRIT Telecom).

Алексей Смятских, исполнительный директор Группы компаний «М2М телематика»: Как известно разработки двусистемных чипсетов для массового потребительского рынка активно реализует компания  Qualcomm, чипсеты которой устанавливают в iPhone Apple, а также в смартфонах и телефонах Nokia, планшетах Samsung и т.д.  Ведущие производители стали использовать чипсеты ГЛОНАСС в своих высокотехнологичных продуктах. Думаю, что в скором времени объем производства ГЛОНАСС/GPS модулей, как российского, так и зарубежного производства, выйдет на миллионные тиражи.
Наши российские компании в самое ближайшее время смогут предложить рынку  высококачественные конкурентоспособные чипсеты для массового потребителя на основе ГЛОНАСС. Одна из наших компаний, входящих в инновационный холдинг «М2М телематика», работает в секторе микроэлектроники – КБ «ГеоСтар навигация». Инженеры компании реализуют разработку и производство навигационных двухсистемных чипсетов ГЛОНАСС/GPS для рынка B2B. Еще несколько лет назад производство навигационных чипсетов ГЛОНАСС/GPS в мире составляло всего порядка сотни тысяч штук, а только в 2011 г. «ГеоСтар навигация»  произвела и реализовала 150 тыс. совмещенных ГЛОНАСС/GPS навигационных приемников. Это составляет 70% рынка на территории Российской Федерации.

Денис Кусков, руководитель ИАА TelecomDaily: Думаю, что в дальнейшем основные продажи у нас будут делаться на навигаторы с двумя системами. Но, скорее всего, уже в 2013 году.

"ИКС":  Как вы оцениваете перспективы распространения в России ГЛОНАСС-телефонов, смартфонов, планшетов?

Д. Кусков: Очевидно, что доля подобного оборудования будет расти. Это прежде всего связано как с законодательными аспектами (увеличением пошлин),  так и желанием вендоров делать более разнообразный продукт.  К тому же технически нет проблем делать один чип на две навигационные системы.

С. Щербина: Безусловно, доля таких устройств будет расти. Можно даже предположить, что в уже обозримой перспективе большая часть чипсетов, а следовательно и клиентских устройств, будет поддерживать две или более технологии. Поддержка в новых моделях Apple технологии ГЛОНАСС однозначно свидетельствует в пользу этого.

А. Смятских:  Уже сейчас мы видим, что ведущие мировые производители подобной техники – телефонов, смартфонов, планшетов, используют, в том числе ГЛОНАСС-технологии для повышения точности навигационных данных, повышая тем самым качественные характеристики своих продуктов в интересах потребителей. Полагаю, что перспективы распространения ГЛОНАСС-телефонов, смартфонов, планшетов отличные  не только в России, но и в других странах мира на потребительских рынках.

А. Осипов: Навигационные технологии на мобильных устройствах - это развивающееся, перспективное направление. Работа приёмника с несколькими спутниковыми группировками позволяет более точно рассчитать географическую координату. Эта характеристика не станет главной причиной в пользу выбора того или иного мобильного устройства, но добавит преимущества конкретной модели точно.

В. Кульнев: Перспективы распространения в России ГЛОНАСС-телефонов, смартфонов, планшетов хорошие при условии стимулирования и развития рынка LBS-услуг в России. Для этого необходимо  как создание операторами  мобильной связи необходимой программно-аппаратной и технологической базы,  включая технологию A-GNSS, так и  проведение активной рекламной политики.

Р. Будник: Называть все это ГЛОНАСС-телефонами, смартфонами и планшетами мы считаем неверным и даже вредным. Есть устройства с  функцией позиционирования и навигации. Для пользователя не имеет значения, как обеспечивается эта функция (есть там ¬ ГЛОНАСС или что-то другое), но важно, с какой точностью, надежностью и по какой цене. Для государства это важный проект по коммерциализации ГЛОНАСС, и оно должно поддерживать интерес к нему, продвигать, рекламировать, но, на наш взгляд,  ставить задачу создать ГЛОНАСС-телефоны и другие устройства неправильно, потому что потребителю все равно, какая там инженерия – на основе ГЛОНАСС, GPS и/или чего-то  другого. Рынок навигационных продуктов и услуг растет. Если российские компании будут успешны на международном рынке современных навигационных продуктов и услуг, то это, безусловно, будет позитивно сказываться и на имидже ГЛОНАСС, и на его успешной коммерциализации. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!