Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  02 мая 2012

А. Осипов (СИТРОНИКС): "Большая часть рынка ПО для спутникового контроля транспорта занята российскими разработчиками"

Каковы возможности отечественных разработчиков ПО и микроэлектроники на рынке спутниковой навигации, что нужно предпринять государству и бизнесу для развития этого рынка? Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №4'2012 "Спутниковая навигация. Рынок по госзаказу". Часть 4.

"ИКС": Навигационный рынок формируется на стыке четырех высокотехнологичных сегментов: ИТ, мобильной связи, микроэлектроники, автомобилестроения. Эксперты отмечают, что наибольшее влияние на него оказывают зарубежные софтверные гиганты. Есть ли, на ваш взгляд, место на отечественном навигационном рынке для российских разработчиков ПО?

Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS: Да, безусловно. В первую очередь, это создание навигационных карт и других пространственных данных (в том числе и по заказу «софтверных гигантов»). Во-вторых – прикладные системы для различных сфер применения. И, в-третьих, системная интеграция, адаптация различных и внедрение зарубежных решений.

Руслан Будник, генеральный директор SPIRIT Telecom: Для инноваций место есть всегда. Сегодня существует явный запрос на повышение качества и расширение функциональности как автомобильной, так и  пешеходной навигации. Так, например, необходимо обеспечить возможность позиционирования и удаленного мониторинга автомобилей в закрытых и подземных паркингах, т.е. там, где сигналы навигационных спутников недоступны.  Пешеходам нужно обеспечить возможность навигации внутри помещений: в магазинах, административных зданиях, аэропортах и пр. Решение задачи бесшовной навигации indoor/outdoor даст импульс развитию новых гео-информационных сервисов и приложений дополненной реальности. Все это – широкие возможности для российских разработчиков ПО.

Виктор Кульнев, начальник отдела  систем позиционирования и навигации  ОАО «Интеллект Телеком»: Невзирая на зарубежных гигантов,  для российских разработчиков ПО есть место на отечественном навигационном рынке. В первую очередь, это создание навигационного контента (например, для автонавигаторов) и программного обеспечения информационных услуг (соответствующего контента) для  LBS .

Денис Кусков, руководитель ИАА TelecomDaily: Место есть, но им тяжело конкурировать с мировыми гигантами.

Кирилл Кукарцев, директор по маркетингу 2ГИС:  Конечно, место есть. В России пользуются значительной популярностью отечественные навигационные сервисы. На рынке существуют различные варианты - и платные, и бесплатные продукты, пользователь может выбрать наиболее подходящие для его задач. Кроме того, развитие российских картографических сервисов открывает для разработчиков навигационных систем новые возможности. Например, на картах нашего справочника 2ГИС сегодня более 140 городов России - и недавно мы представили нашу партнерскую программу API, благодаря которой сторонние разработчики могут совершенно бесплатно использовать наши карты в своих продуктах. Например, в навигационных сервисах. Мы ежемесячно уточняем карты, наши картографы наносят новые объекты, и мы бесплатно отдаем обновления партнеру - соответственно, в его продукте будет использоваться актуальная карта. Безусловно, это может быть серьезным преимуществом перед зарубежными продуктами.

Алексей Осипов, директор по развитию решений позиционирования «СИТРОНИКС»: Безусловно, есть. Более того, на мой взгляд, большая часть рынка ПО для спутникового контроля транспорта занята российскими разработчиками. Что же касается ПО для навигации, то здесь доля российских разработчиков пока невелика. Да и у зарубежных поставщиков актуальность карт в некоторых случаях оставляет желать лучшего. Я думаю, что при условии вложения инвестиций в сотрудничестве с ведущими отечественными поставщиками электронных карт, создание ПО для навигации не будет приоритетной задачей.

"ИКС": По экспертным оценкам, сейчас объем зарубежных электронных компонент и других комплектующих в отечественном оборудовании составляет 80-90%. Как вы считаете, есть ли у российской электронной промышленности шансы хотя бы отчасти вернуть утраченный рынок?        

С. Щербина: Это мировая тенденция – центр электронного производства в настоящее время находится в Юго-восточной Азии. Конкурировать с ними  «широким фронтом» едва ли целесообразно в настоящий момент. Но это не означает, что Россия не в состоянии занять хорошие позиции в определенных нишах. Это вполне могли бы быть и навигационные компоненты.

Р. Будник: Конечно, надо развивать нашу микроэлектронику (хотя бы для обеспечения нашей безопасности и независимости) для чувствительных приложений.   К тому же, мы заинтересованы для нашего же развития в присутствии на российском рынке и рынке стран СНГ. Но мы ставим задачу и завоевания мирового рынка (пусть и пока в некоторых нишах). Если у нас есть соответствующие мозги, то мы обязаны ставить такие задачи и решать их, а государство должно поддерживать тех, кто решает задачи опережающего развития.
   
Д. Кусков: Это сложный вопрос. Мы очень отстали от остального мира. Надо понять , что у нас в основном отверточное  производство и когда оно превратится в технологичное  -сказать сложно. Думаю, что процесс будет долгим.

А. Осипов: Шансы есть всегда, особенно если прикладывать необходимые усилия. Ситуация в этой сфере не лучше и не хуже, чем в других отраслях промышленности в стране. Ещё остались специалисты, лаборатории, заводы, но всё это находится не в надлежащем виде. Для получения новых конкурентоспособных образцов нужно проводить целенаправленную работу по восстановлению всей цепочки от этапа разработки до выпуска. Нужны специалисты, владеющие современными методами ведения производства, а также защита инвестиций, хорошее управление, сохранение конкурентной среды и т.д. Это большая и объёмная работа.

"ИКС": Ваша оценка информационной открытости российских компаний, работающих в сфере навигационных технологий и услуг на их основе.

Д. Кусков: Пока тут больше государственных проектов. Поэтому доля активности не так велика у коммерческих структур.

А. Осипов: Российский навигационный рынок достаточно развит. Уже не первый год проходит Международный форум по спутниковой навигации, на котором выступают представители российских и иностранных компаний-разработчиков со своими достижениями. Достаточно часто можно прочесть новости о начале или завершении того или иного значимого проекта. Некоторые компании публикуют информацию о суммарных финансовых показателях за истёкший год. На мой взгляд, для того объёма, в котором существует рынок навигационных технологий и услуг в России сегодня, информационная открытость вполне адекватна.

Р. Будник: Они достаточно открыты, но вот в чем проблема: при том, что они открыты и производят свою продукцию за рубежом, российские компании взывают к государству с просьбами поставить высокие барьеры для вхождения извне на этот  внутренний рынок. А этого делать не надо. Нам ведь надо  выходить на мировой уровень, становиться конкурентоспособными на открытом рынке.

"ИКС": Что необходимо предпринять государству, бизнесу, общественным организациям для консолидации усилий, направленных на развитие национально ориентированного навигационного рынка?

Д. Кусков: Необходимо выработать четкую политику развития данного направления;  правильно оценить возможности развития ГЛОНАСС; создать производства в России; сделать работу спутников качественной и непрерывной без сбоев и нареканий.

А. Осипов: Для развития национально ориентированного навигационного рынка необходимо предпринять следующие меры: разработать законодательную базу для оказания навигационно-информационных услуг; разработать необходимые нормы сертификации навигационно-связного оборудования; включить в обязательные требования к терминалу ГЛОНАСС-GPS: использование единого протокола передачи данных, единых команд настройки адреса ЦОД; разработать необходимые нормы сертификации центров обработки навигационных данных; обеспечить режим налоговых льгот отечественным разработкам без возведения экономических барьеров для зарубежной продукции; активно развивать рынок при помощи государственных заказов: реализовывать расчёт транспортного налога на основе данных о суммарном ежегодном пробеге, продолжать обеспечивать контроль исполнения государственных заказов в области логистики с помощью навигационно-информационных услуг, реализовать программу "ЭРА-ГЛОНАСС" для повышения скорости реагирования специальных служб на ДТП.

Р. Будник:  Идея национально ориентированного навигационного рынка несет в себе противоречие, снижает уровень конкуренции. Несомненно, очень важно поддерживать отечественного разработчика и производителя, т.е. тех, кто хочет здесь работать, тех, кто предлагает передовые  идеи и особенно тех, кто  результативен. А с другой стороны, нужно обеспечить с нашей стороны  конкурентоспособность на мировом рынке . По нашему мнению, правильный путь развития отечественной инженерной мысли и производства  – государственная поддержка плюс требование глобальной, а не локальной конкурентоспособности.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!