Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  23 апреля 2012

Р. Будник (SPIRIT Telecom): "Успех коммерциализации ГЛОНАСС - больше в разработке и лицензировании продвинутых решений и софта, чем в производстве железа"

Эксперты обсуждают перспективы отечественного производства наземной аппаратуры пользователей услуг спутниковой навигации и возможности господдержки этого направления. Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №4'2012 "Спутниковая навигация. Рынок по госзаказу". Часть 3.

"ИКС":. Полноценный запуск системы  «ЭРА ГЛОНАСС», которая рассматривается как драйвер развития массового навигационного рынка, запланирован на 2013 г. По прогнозу федерального сетевого оператора ОАО «НИС», потребность в НАП в 2013 г. Достигнет 2 млн., а к 2015 г. – 8 млн. штук. Ваша оценка готовности российских компаний к крупносерийному производству НАП.

Алексей Смятских, исполнительный директор Группы компаний «М2М телематика»:  Несомненно, что проекты  федерального сетевого оператора «НИС ГЛОНАСС» такие как «ЭРА ГЛОНАСС», Логистический транспортный центр г. Сочи, Интеллектуальная транспортная система Москвы (ИТС), а также внедрение элементов ИТС в российских городах послужат мощным драйвером дальнейшего развития навигационного рынка в России. На сегодняшний день потенциал производственных мощностей достаточен для производства НАП в том объеме, который необходим рынку. Производственные мощности развиваются пропорционально развитию рынка. Здесь встает вопрос в другом – в качественном сервисе и обслуживании. На данный момент системы мониторинга и управления транспортом одинаково высоко востребованы, как на рынке государственных и муниципальных заказчиков, так и в коммерческом секторе. И любой из данных заказчиков нуждается в высококачественном обслуживании.

Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS: Полагаю, что нет необходимости производства этих устройств полностью «от и до» и исключительно силами российских предприятий. В случае грамотно организованной международной кооперации выгоду от такого производства получат как российские производители, так и потребители, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Алексей Осипов, директор по развитию решений позиционирования «СИТРОНИКС»: Так как проект «ЭРА ГЛОНАСС» появился уже достаточно давно и требования к НАП более-менее сформированы, недостатка в производственных мощностях, пригодных для производства НАП, в мире нет. Стоимость чипсетов ГЛОНАСС-GPS сравнима с чипсетами GPS, поэтому проблем с выпуском оборудования в необходимых количествах при адекватной цене быть не должно.

Руслан Будник, генеральный директор SPIRIT Telecom: Мы полагаем , что в России можно найти технологические мощности для производства НАП, однако успех коммерциализации ГЛОНАСС скорее в разработке и лицензировании продвинутых навигационных решений и соответствующего софта, чем в производстве железа.

Денис Кусков, руководитель ИАА TelecomDaily: Считаю, что российский и зарубежный бизнес готов. Осталось сделать качественный и нужный продукт.

"ИКС":  Как государство может минимизировать риски отечественных производителей (законодательные акты, таможенно-тарифное регулирование, обеспечение инвестиционной привлекательности для бизнеса, стимулирование экспорта апробированных в России систем, оборудования и услуг на основе ГЛОНАСС, проведение последовательной политики протекционизма, др.)? 

Р. Будник: Конечно, перечисленные позиции в той или иной мере актуальны, но, оказывая  поддержку отечественным производителям, нужно не забывать их стимулировать к развитию. Скажем, закупать чипы на 90нм с условием, что в будущем году будут повышены технологические нормы, или снижены цены, или найден хоть какой-то рынок сбыта за рубежом. Но самое важное – поддержка отечественных инноваций в этой области.

С. Щербина: Государство играет большую роль, финансируя ГЛОНАСС и смежные с ним проекты. Качество конечного «продукта» – залог его конкурентоспособности. Важно, чтобы поддержка отечественных производителей не привела к необоснованному ограничению конкуренции на рынке. 

Д. Кусков: Наиболее простыми вариантами мне видятся таможенно-тарифное регулирование и обеспечение инвестиционной привлекательности для бизнеса. Это должно сделать работу более открытой и понятной.

А. Смятских:  Навигационный рынок – понятие широкое, которое включает в себя производство чипсетов и навигационно-связного оборудования, а также предоставление навигационных услуг. Навигационная отрасль развивается на стыке нескольких направлений, таких, к примеру, как микроэлектроника, автомобилестроение, информационно-телекоммуникационные технологии. Согласно нашим аналитическим данным, объем навигационного рынка в России в 2010 г. составил 7,5 млрд.руб., год спустя эта цифра уже достигла отметки в более чем 10 млрд. рублей. По прогнозам экспертов, объем рынка к 2015 г. составит более  100 млрд.руб. Рынок с такими объемами привлекает как отечественных, так и зарубежных игроков.
В настоящее время размер пошлин на ввоз составляет порядка 5%. Довольно долго велись разговоры об их увеличении до «заградительного» уровня. Думаю, что время заградительных пошлин прошло. Не стоит забывать, что Россия в этом году станет членом Всемирной торговой организации, что, в первую очередь, отразится на сегменте производства товаров и услуг для массового потребителя – рынка B2C. Здесь, опять же, играет большую роль качество человеческого капитала. На наш взгляд, на современном этапе развития отрасли государству прежде всего необходимо сосредоточить свое внимание на ключевых компетенциях в области микроэлектроники, навигации, а также оказывать всестороннюю поддержку по их дальнейшему развитию и развитию уже существующих конструкторских бюро.

А. Осипов: На мой взгляд, государство имеет все необходимые инструменты для обеспечения развития отечественных производителей. С точки зрения экономики необходимо обеспечить инвестиционную привлекательность разработки чипсетов и терминалов: снизить налоги на реализацию новых, более совершенных моделей отечественной продукции, не создавать таможенные барьеры для иностранной продукции во избежание снижения конкуренции и появления некачественной отечественной продукции на рынке, проанализировать возможность экспорта продукции на новые рынки за рубежом.
На законодательном уровне необходимо зафиксировать требования к использованию навигационно-связного оборудования на транспортных средствах в целях безопасности, расчёта налога на использование транспортного средства при выполнении государственных заказов и т.д. Эти меры помогут не только развитию навигационного рынка, но и приведут к снижению себестоимости логистических операций.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!