Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2012
Лилия ПАВЛОВА  19 июня 2012

ТВ третьего рынка

Бизнес-модели бесплатного и платного телевидения рассыпаются под натиском третьего рынка – ТВ-сервисов, доступных любому пользователю Интернета на видеопорталах, в телевизорах Smart TV, мобильных устройствах. Этот рынок вынашивает новую модель.

Платформенная гонка

В борьбе за прямой доступ к потребителю технологические онлайн-платформы для дистрибуции контента строят все – телеканалы, операторы, производители телевизоров. Телеканалы запускают даже собственные социальные сети (например, Videomore.ru от «СТС Медиа»); операторы обзавелись порталами для предоставления тяжелого контента и собственными каналами интернет-телевидения; «большая тройка» производителей телевизоров – LG, Philips, Samsung – активно включилась в контентную историю: только в прошлом году каждая из компаний запустила с десяток сервисов на своих «умных» телевизорах. «Эта гонка может привести к системному кризису», – заявила Анна-Мария Тренева, руководитель дирекции по новым медиа «СТС Медиа», на круглом столе, организованном в рамках выставки «Связь-Экспокомм» и посвященном вопросам взаимопроникновения ТВ и Интернета. По ее мнению, первые симптомы болезни уже явно обозначились: это фрагментация платформ, контента, рекламы. Особую тревогу у телеканалов вызывает наступление «умных» телевизоров, производители которых выступают в новом качестве. По словам Артема Стрельбицкого, менеджера по развитию сервисов LG Smart TV в России, производители действительно намерены осваивать новый бизнес и утвердиться на рынке контента. «Но в отличие от провайдеров Интернета мы не будем это делать самостоятельно, мы не планируем вкладывать деньги в производство собственного контента или его закупку, – подчеркнул А. Стрельбицкий. – Наша задача – вложить деньги в хорошую платформу, которая сможет интегрировать имеющиеся на рынке сервисные контентные решения».

Что касается операторов, то, по словам Анатолия Сморгонского (Московский регион «ВымпелКома»), в условиях снижения ARPU им ничего не остается, кроме как искать новые возможности заработать. «Мы не играем в IPTV, это возможность делать бизнес на наших сетях», – заметил А. Сморгонский. К слову, в этом году уровень проникновения IPTV «Билайн ТВ» в абонентскую базу ШПД оператора достигнет 40% – наступит насыщение, и потребуются новые изыски. Как сообщил А. Сморгонский, изыск будет состоять в создании витрины для контента – «юзабильной платформы», с рекламным движком на случай трансформации бизнес-модели из абонентской в рекламную, имеющей один канал доступа, но поддерживающей все разнообразие абонентских устройств и возможность обмена через социальные сети. Планируется, что платформа будет интегрирована с IPTV оператора и его мобильными продуктами.

У МТС еще более масштабные планы: объединить существующие в холдинге ТВ-платформы на базе единого технологического решения. Объединенный оператор занимает сильные позиции в КТВ, IPTV; действует портал тяжелого контента Omlet.ru; в прошлом году компания запустила услугу мобильного телевидения, которой сейчас пользуется около полумиллиона абонентов МТС. По словам Дмитрия Багдасаряна, директора по развитию фиксированного бизнеса МТС, к концу этого года оператор рассчитывает на миллион абонентов мобильного ТВ. «Мы движемся к тому, что называем «медиаконвергенция», т. е. конвергенция в первую очередь на уровне технических платформ, – сообщил Д. Багдасарян. – Сейчас выбираем платформу для медиаконвергентных услуг – мобильного ТВ, кабельного, connected TV. Технологически все должно объединяться, хотя коммерчески это разные услуги, и каждая из них востребована».

«Умные» наступают

Формирование нового рынка сбыта контента, привлечение новых покупателей, конкуренция – эти три фактора будут, вероятно, в ближайшие годы главными драйверами производства смарт-телевизоров, доля которых, по данным LG, в 2011 г. составляла около 35% от всех проданных телевизоров, а к 2015 г. вырастет до 50% (рис. 1).

Что касается востребованности «умных» функций этих телевизоров, то на этот счет есть повод для скептицизма: из миллиона приобретенных в прошлом году в России таких телеприемников лишь 47%, по данным In-Stat, реально выходят в сеть. Однако А. Стрельбицкий утверждает, что внутренние исследования LG показывают рост интереса к ТВ-сервисам через Интернет, особенно к бесплатным сервисам «видео по запросу» VoD (рис. 2, где catch-up сервисы телеканалов – это сервисы отложенного просмотра).

В этой ситуации смарт-телевизоры становятся реальным конкурентом IPTV, где основная услуга VоD – платная. Вообще, по мнению аналитиков J&P, возможность получать свободный доступ к ТВ-контенту через Интернет на видеопорталах (в том числе бесплатных – Ivi, Tvigle, Zoomby), в смарт-телевизорах, мобильных телефонах (Omlet.ru, Trava.ru) неизбежно приведет к смене бизнес-моделей вещания – от one-to-one («закрытая сеть – закрытое устройство») к many-to-many («закрытая и открытая сеть – закрытое и открытое устройство»).

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!