Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2012
Дмитрий КАЛГАНОВ  31 июля 2012

У нас свои масштабы зрелости

Операторы дата-центров сейчас оказались перед непростым выбором модели дальнейшего развития бизнеса: предлагать ли только аренду технологических площадей или заняться предоставлением услуг виртуальной среды на базе собственных облачных платформ.

С одной стороны, облачный сервис выглядит очень перспективным и высокодоходным, но с другой стороны, это прямая конкуренция со своими же клиентами – хостинговыми компаниями, приносящими значительный доход за счет аренды площадей дата-центров в больших объемах. Не секрет, что основные доходы операторы коммерческих дата-центров сегодня получают от услуг размещения оборудования, в то время как хостинг, предоставление каналов связи и доступ к сети передачи данных общего пользования составляют незначительную часть выручки.

Между тем аутсорсинг ИТ-инфраструктуры предприятий на базе облачных сервисов – это, пожалуй, самый яркий и расширяющийся сейчас тренд, который начинает лидировать в сфере оказания ИТ-услуг, и не обращать на него внимание просто нелепо. На первый план вышли консолидированные серверные решения с применением облачных программных продуктов, позволяющие на базе одного серверного шкафа обслуживать большое количество клиентов с информационными системами совершенно разной архитектуры. Сейчас уже никто не сомневается, что именно в этом направлении будут двигаться информационные технологии как для корпоративного сектора, так и нацеленные на массового потребителя публичных сервисов. Такой подход позволяет значительно сократить площади, занимаемые оборудованием в дата-центрах, при большем объеме и значительно более высоком качестве предоставляемых услуг.

Состав клиентов коммерческих ЦОДов пока остается прежним – это крупные сервис-провайдеры, системные интеграторы, поставщики разнообразного сетевого контента, а также крупные корпоративные заказчики, включая финансовый сектор, которым необходимы резервные площадки для размещения своих информационных ресурсов. Надо сказать, что перелома в сознании корпоративных заказчиков пока не наступило, они по-прежнему не доверяют коммерческим дата-центрам, и даже необходимость сокращения расходов на ИТ-инфраструктуру не может заставить бизнес полностью перевести эти затратные непрофильные активы на аутсорсинг, так что главным мотивом размещения оборудования в коммерческих дата-центрах по-прежнему является резервирование. Можно также отметить, что по мере развития информатизации общества и госструктур растет – хотя и медленнее, чем предсказывалось, – доля государственных проектов среди клиентов коммерческих дата-центров. Но вот что точно изменилось, так это качественный уровень клиентов, их технологическая грамотность и требовательность к уровню обслуживания: развернутое и детализированное соглашение о качестве предоставляемых услуг и мерах ответственности за его несоблюдение становится неотъемлемой частью любого договора.

С технологической точки зрения можно с уверенностью сказать, что современные отечественные дата-центры ничем не уступают западным, разница лишь в масштабах: норма для коммерческих дата-центров в Европе и США – это тысячи серверных шкафов и десятки мегаватт электроэнергии, которые вводятся в эксплуатацию очередями, модуль за модулем, в пределах одной технологической площадки. В России же редко когда площадка дата-центра вмещает больше 1000 шкафов, что не мешает поднимать шумиху вокруг таких проектов и позиционировать их как строительство «мегаЦОДов», хотя для западных коллег это выглядит довольно странно.

Что касается рынка услуг коммерческих дата-центров, то масштабность проектов навряд ли можно считать критерием зрелости. Прежде всего зрелость определяется соблюдением принятых в мире стандартов и качеством предоставляемых услуг, а также готовностью операторов не только их декларировать, но и нести финансовую ответственность за любые нарушения в процессе обслуживания клиентов.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!