Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Вера ШУЛЬЦЕВА  18 января 2008

Мировой цифровой ринг: реалии и прогнозы (продолжение)

Исследование аналитиков ВЭФ в 2006 г. (рассмотрены 122 страны), посвящённое влиянию развития информационно-коммуникационных технологий на конкурентоспособность государства, представляет для России весьма грустную картину.

«Российский феномен – опоздания»

Исследование аналитиков ВЭФ в 2006 г. (рассмотрены 122 страны), посвящённое влиянию развития информационно-коммуникационных технологий на конкурентоспособность государства, представляет для России весьма грустную картину. Первое место впервые заняла Дания, демонстрируя положительную динамику в течение последних трех лет. Феномен определяется просто - это четкая правительственная концепция использования ИКТ, обеспечившая: впечатляющий уровень проникновения интернета и компьютеров, создание систем электронного правительства и появление динамично развивающегося электронного бизнеса. Хорошо развитый внутренний рынок с акцентом на непрерывное образование и НИОКР заложили основу для развития высокотехнологичной сферы. В первую тройку попали Швеция и Сингапур.

Россия, несмотря на явную активизацию деятельности (проведение ряда программ по информатизации и ежегодный более 20% прирост ИКТ – сектора) смогла занять лишь 70 строчку, на две позиции выше, чем в 2005г. Примерно на один уровень с нашей страной эксперты поставили Филиппины, Тринидад и Тобаго, Азербайджан и Болгарию. Значительно выше рейтинг у Уругвая, Иордании, Коста-Рики и Ямайки.

Одну из многих, но важных причин, объясняющих, почему у нас таких « головастых» всё как-то не клеится, за рубежом называет, «российский феномен – опоздания». А у информационных технологий есть одно интересное свойство: эффективное управление они делают более эффективным, а неэффективное - еще менее эффективным.

В России лишь 4% ИТ-проектов завершаются вовремя. По этому показателю наша страна заняла одно из последних мест в мире. По мнению аналитиков, в России процветают три главные причины задержки завершения ИТ-проекта — аутсорсинг, смена приоритетов на полпути и плохая скоординированность менеджеров. По мнению российских экспертов, степень ответственности ИТ-персонала за успех проектов в России не выше и не ниже, чем в Европе. А к тем причинам, по которым обычно происходят задержки сроков проектов, в российских условиях добавляются еще несколько.

Прежде всего, по мнению практиков рынка, как правило, работа начинается в условиях полной неготовности к автоматизации с точки зрения упорядоченности и прозрачности автоматизируемых процессов. В таких условиях сложно определить критерии успешного окончания проекта, и он ведется до тех пор, пока не будет исчерпан бюджет. Кроме того, российский рынок находится на ранней стадии развития, поэтому здесь быстрее меняются условия внешней среды. Очевидно уже в начале, что в ходе его выполнения приоритеты будут меняться регулярно.

Вторая причина - в обобщенности изложения целеполагания проекта и отсутствии четкого понимания способов достижения желаемого результата. Иными словами в период инициации проекта, когда формулируются цели, задачи и ожидаемые результаты, менеджмент не продумывает технических способов решения задач.

Третья - в отсутствии или неэффективном управлении рисками. В итоге устранение непредвиденных осложнений приводит к срыву сроков и бюджета работы и последствий случившегося. Кроме того, часто руководителю ИТ-проекта не хватает профессионализма менеджера. Аутсорсеры, как правило, полагаются на принцип «ввяжемся в проект, а дальше посмотрим», на безнаказанность, поскольку являются «своими» сотрудниками. В результате простого национального разгильдяйства сроки проекта возрастают на 80-300%.

Из этого же пакета и более глобальные проблемы: организация поддержки индустрии путём снижения налогового бремени ПО - разработчикам, полноценное развёртывание ИТ - парков, создание венчурных фондов поддержки. Даже когда постановления национального значения уже приняты, период согласования растягивается на добрых 2 – 3 года. Россия медленная страна.

Самый яркий пример - страницы истории выполнения ФЦП «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)». Задуманная как главная общенациональная программа технологической модернизации всей вертикали государственной власти, она пересекла линию своего исторического экватора в 2006г., выполнив обещания лишь на 25%. Поддержанная созвездием документов и «пройдя свой путь до половины», наконец получила новую редакцию. Существенных изменений к лучшему в упорядочности и систематичности практики российской государственной информатизации, по мнению экспертов, пока не возникло. Принимается множество разнообразных распорядительных и рекомендательных документов, однако принципиального улучшения качества государственного управления за счет внедрения современных информационных технологий до сих пор не происходит. Причин тому много. Среди них: несовершенство выставляющихся на конкурсы самих проектов информатизации государственных процессов (к примеру, системы лицензирования, организации государственных закупок, ведения реестров, превращаясь в электронные информационные системы, не лишаются главных недостатков) и действующее законодательство. Положим, идеология межведомственного взаимодействия проработана, технически обеспечена, но тут же возникает непреодолимый барьер - законодательная процедура, основанная на «отдельности» учетных и регистрационных процессов в каждом ведомстве и предполагает обязательный бумажный документооборот. Именно поэтому широко рекламируемое "одно окно" пусто и множатся структуры – посредники. И в итоге - профанация идеи скинуть хомут бюрократического гнёта в цепочке взаимодействия « государство - население». Сегодня - это "бумажное посредничество", где ИКТ играют роль лишь справочного обмена и исключительно внутриведомственного документооборота. Тем не менее, процесс информатизации набирает обороты. Особенно успешны крупные государственные проекты. Работают безукоризненно, многим другим на зависть. Неудержимой жаждой информатизироваться охвачены все ведомства России. Его Величеству народу отведено самое последнее место в очереди. Его приобщение к «информационному комфорту» происходит по остаточному принципу, если у власти останутся средства.

В новой версии Программы объем финансирования из федерального бюджета на период 2007-2010 гг. составит более 13 млрд. руб. С экономической точки зрения, её социально-экономическая и бюджетная эффективность за три отведённых года, по оценке Мининформсвязи, может составить около 74 млрд. руб.

В 2007 г. бюджет ФЦП по линии МЭРТа увеличен в полтора раза (710 млн. руб.). Одновременно меняется структура финансирования программы. Прежде всего, увеличивается доля затрат на НИОКР – с 13% в прошлом году до 35% в нынешнем. Соответственно уменьшается на 16п.п. «вес» инвестиций на закупку оборудования и программных средств, обеспечение которыми в рамках Программы, по мнению экспертов Министерства, уже достаточно высока.

Основная задача сейчас, по мнению специалистов МЭРТа переориентировать усилия на «ускорение решения задач получения государственных услуг».

Изменился также принцип финансирования региональных проектов. Если раньше софинансирование из региональных и федерального бюджетов осуществлялось на паритетных началах, то с 2007 г. регионы-доноры оплачивают 50 % проекта, дотационные регионы – 30 %, а Москва и Санкт-Петербург – 70%. Предполагается, что в результате реализации мероприятий программы на 10% повысится эффективность бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельности органов государственной власти, а их трудозатраты на организацию обмена информацией на межведомственном уровне снизятся примерно на 25%. Модель программы по сути 100%-ое частно-государственное партнерство. По замыслу специалистов МЭРТа, частный бизнес выполняет весь комплекс работ (от технического задания до реализации), а государство является заказчиком и стремится к расширению списка участников проекта. Ситуацию, как нельзя лучше, характеризует крылатое выражение Р. Рейгана: «Правительство не решает проблемы, оно их финансирует». В декларативном смысле государство существенно активизировало свои действия по поддержке ИТ-отрасли.

Недавно получили «аккредитацию» Российский инвестиционный фонд ИКТ (РИФИКТ) и Российская венчурная компания, введен ряд льгот и даже обещана обширная государственная поддержка отечественным ИТ-копаниям. Изменилась и процедура государственных тендеров: впервые у компаний появилась возможность подавать единую заявку на ПО, услуги и оборудование.

Старт национальных проектов подстегнул инициацию ИТ-проектов в здравоохранении, строительстве и образовании. Набирают силу такие тенденции, как становление модели аутсорсинга, концентрации капитала на ИТ-площадке. Всё, кажется, сулит не плохие перспективы развития ИТ, как основы формирования информационного общества. Тем не менее, доходные поступления и инвестиции в ИТ пока растут медленнее, чем ожидалось. Среди многих причин - организационная и структурная перестройка отрасли. В то же время нельзя замалчивать и тот факт, что господдержка отрасли пробуксовывает. Следует отметить, что программа Мининформсвязи помимо налоговых льгот и поддержки отрасли средствами венчурного фонда, предусматривает форсирование в создании 8 крупных пилотных технопарков: 2 в Московской области (в Дмитровском районе и Черноголовке), в Санкт-Петербурге, в Калуге, в Нижнем Новгороде, в Новосибирске, в Татарстане и в Тюменской области. В то же время раскрутка парков идет много медленнее, чем это ожидалось. Пока «Россия сосредотачивалась» в Казахстане проект уже работает. Коллеги признались: «Мы хитрые учимся не повторять ваши ошибки». Симптоматично, что по сей день не решен окончательно вопрос налоговой поддержки IT-индустрии из-за разногласий ответственных министерств. Очевидно, что "когда в товарищах согласья нет" прорыв, даже на беспроигрышном направлении, откладывается. Да и вообще, в России без курьезов не бывает. Поощряя экспорт интеллектуального продукта, забыли производителя, работающего на нужды родной экономики. Парадоксально, ведь сегодня главный потребитель само государство. Доля роста его заказов достигает 20% общего объема российского ИКТ-рынка, и внутренний спрос имеет выраженную тенденцию к ускорению.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!