Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2012 |
Роман ЩЕМЕЛЕВ  | 16 октября 2012 |
ЕСМ – угроза секретарям
Замедление темпов роста экономики станет катализатором рынка ЕСМ, считает Роман ЩЕМЕЛЕВ, менеджер по продуктам SharePoint и Office 365 Microsoft в России.
– Векторы развития ECM-систем крупных вендоров в чем-то совпадают?
– Основные тенденции в развитии ECM-систем наметились давно и носят общий характер. Все производители технологических платформ идут по пути автоматизации управления всеми возможными видами контента, включая «тяжелый» видео- и аудиоконтент, которого в компаниях становится все больше.
Второй тренд – упрощение пользовательского интерфейса – связан с изменением качества рабочей силы: молодые сотрудники на «ты» с интернет-технологиями и ожидают, что интерфейсы внутренних корпоративных систем будут сопоставимы с интерфейсами популярных онлайн-сервисов.
В-третьих, налицо запросы на интер-операбельность, взаимодействие систем между собой, с системами других производителей, с системами другого класса, например ERP, BI и т.д. В отрасли появляются единые стандарты, например CMIS, а также технологические инструменты для интеграции разных решений.
Четвертый тренд – появление профессиональных средств для работы в облаке. Многие вендоры, в том числе Microsoft, представили облачные решения, позволяющие хранить и обрабатывать контент в ЦОДах производителей.
– Насколько зарубежные ECM-практики применимы в России?
– Я, если честно, не люблю разговоров об «особом пути» России, поскольку считаю методы и приемы работы с ИТ и в бизнесе в достаточной степени универсальными. В чем-то мы отстаем, а в чем-то, скажем, в развитии инфраструктуры в крупных городах, идем в ногу со временем или даже опережаем.
Отличия в практике управления в российских компаниях во многом связаны с тем, что мы долгое время работали на быстрорастущем рынке. В Европе, где хорошим считается рост рынка на 2% в год, вопросы сокращения издержек и повышения производительности труда стоят очень остро. Российские же компании в основном инвестировали в рост, а проблема управления затратами отходила на второй план. Именно поэтому у нас некоторые руководители до сих пор говорят: «Зачем мне СЭД? Я найму еще двух-трех секретарей, и они справятся с потоком документов». Но сегодня, в условиях обострения конкуренции и насыщения рынка, они должны будут осознать, что продуктивность сотрудников – важный фактор успеха компании, а затраты на ИТ – это выгодные инвестиции.
– Можете назвать модули ECM-систем, востребованные на Западе, но пока не пользующиеся спросом в России?
– Внутрикорпоративные соцсети, корпоративные базы знаний, на мой взгляд, только начинают привлекать внимание российских компаний, хотя, по отзывам коллег из Европы и США, там они весьма популярны, причем не первый год. Очевидно, это связано с тем, что во многих российских компаниях более строгая и формализованная структура управления. Трудно представить себе внутреннюю социальную сеть на каком-нибудь режимном предприятии. Зато в отраслях, ориентированных на конечного потребителя, – в ритейле, в банковской сфере – такой интерес и у нас уже зреет.
– А с какими вызовами рынка при продвижении систем управления корпоративным контентом приходится сталкиваться в России?
– Я бы выделил психологические барьеры, которые стоят на пути в облако компаний-заказчиков. Далеко не все они пока понимают, как можно систему документооборота перевести из собственного дата-центра в сторонний ЦОД.
Сегодня многие компании накопили большую базу электронных документов, к которым они обращаются редко. С нашей точки зрения, их долгосрочное хранение в облаке выгоднее, чем инвестирование в оборудование СХД и системы поиска контента.
– На ваш взгляд, какие факторы могут сыграть роль катализаторов проникновения ECM-систем в российские компании?
– Я думаю, что ECM и подобные им технологии оптимизации бизнес-процессов будут иметь более высокий приоритет и внедряться быстрее, когда руководители бизнеса начнут более внимательно относиться к управлению издержками и повышению производительности труда. Чем выше будет вовлеченность топ-менеджеров в борьбу за сокращение капзатрат и рост продуктивности сотрудников, тем больше будет успешных ECM-проектов.