Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2012
Владимир ВАЛЬКОВИЧ   11 декабря 2012

Рынок спутниковой связи: арена интересов бизнеса и государства

Когда бизнес четко формулирует свои потребности, а государство идет на сотрудничество и адекватно реагирует, государственно-частное партнерство складывается успешно.

Владимир ВАЛЬКОВИЧ, руководитель департамента технического развития и эксплуатации, Orange Business Services в России и СНГ Спутниковая связь в России – это больше, чем просто один из возможных каналов связи. На огромной территории страны, значительная часть которой не охвачена наземными линиями связи, спутниковое подключение – зачастую единственное надежное окно в информационное пространство. В то же время спутниковая связь имеет особую важность с точки зрения стратегических интересов государства, которое стремится держать под контролем все ее аспекты. Поэтому здесь у государства и бизнеса есть только один способ взаимодействия – постепенное смягчение регулирующих норм и конструктивное государственно-частное партнерство.

Одна из проблем в этой области состоит в том, что российские спутниковые системы в настоящее время не могут удовлетворить возросший спрос со стороны корпоративного сегмента, особенно с учетом сложившейся ситуации с российской орбитальной группировкой. К примеру, для компенсации постоянного дефицита емкости в Дальневосточном регионе и удовлетворения спроса заказчиков на организацию каналов спутниковой связи операторам приходится инвестировать в технологии, позволяющие высвободить емкость арендованного частотного ресурса для дальнейшего развития бизнеса. Компании прибегают к различным способам повышения эффективности использования спутникового ресурса.

Разумеется, рынок с нетерпением ожидает 2013 г., когда дефицит может сократиться благодаря вводу в эксплуатацию космических аппаратов «Ямал-300К» в орбитальной позиции 90° в.д. и «Экспресс-АМ5» в орбитальной позиции 140° в.д. Однако из-за малочисленности российской спутниковой группировки резервирования в ней по-прежнему не будет. Это означает, что любая нештатная ситуация в действующей группировке космических аппаратов может привести к моментальному отключению от связи большого количества абонентов.

В сложившихся рыночных условиях одним из вариантов действий оператора становится поиск зарубежных космических аппаратов, которые помогут увеличить спутниковый ресурс и удовлетворить спрос клиентов наименее затратным способом. Но этот путь осложнен необходимостью легализации каждой наземной станции VSAT, устанавливаемой у клиента и работающей с иностранным спутником. Как следствие – внушительные сроки подготовительных процедур перед вводом в эксплуатацию такой VSAT-станции. Официальный срок предварительной регистрации в государственных органах достигает 12 месяцев.

Раньше уведомительная регистрация наземных станций VSAT применялась лишь для российских спутниковых систем и ограниченного количества иностранных спутников компаний Intelsat и Eutelsat. Процедура упрощенной регистрации могла бы оказать положительное влияние на деятельность операторов связи и дать им возможность планировать развитие спутниковой сети без дополнительных финансовых затрат и рисков, обусловленных длительностью процедур легализации. Заинтересованный в изменении ситуации оператор Orange выступил с инициативой изменения порядка легализации. В ходе подготовки обращения в ГКРЧ оператор провел научно-исследовательскую работу, рассмотрев результаты которой, комиссия выдала согласования, подтверждающие соответствие параметров работы спутника NSS-12 действующим российским стандартам, и весной 2012 г. приняла решение в пользу провайдеров спутниковых услуг. Теперь уведомительная регистрация может применяться и для спутниковых станций VSAT, которые работают с иностранным спутником NSS-12, принадлежащим оператору SES.

Решение ГКРЧ открыло новые перспективы развития рынка, так как позволило провайдерам спутниковых услуг исключить расходы на регистрацию каждой станции VSAT, работающей с этим спутником, и тем самым сделать услуги связи более доступными для массового рынка. Благодаря упрощенному подходу официальные сроки построения и ввода в эксплуатацию новых VSAT-терминалов сократились с 12 месяцев до двух-трех недель.

Реализация инициативы Orange – важный прецедент успешного государственно-частного партнерства, когда бизнес четко формулирует свои потребности, а государство идет на сотрудничество и адекватно реагирует. Операторы намерены в дальнейшем прилагать усилия, чтобы упрощенную процедуру регистрации VSAT-станций расширили и продлили еще минимум на пять-десять лет. Перспективным направлением дальнейшей деятельности ГКРЧ в этой области могло бы стать расширение частотного диапазона упрощенной процедуры и включение в него С-диапазона. Также было бы полезно распространить упрощенную процедуру на передвижные наземные спутниковые станции.  

 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!