Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2012
11 декабря 2012

Партнерство в космической отрасли

Громкий скандал вокруг российской глобальной навигационной системы, созданной буквально за несколько лет и полноценно работающей в космосе, не отменяет ее важности для государства, общества, бизнеса – как не отменяет и самой возможности партнерства государства и бизнеса в космической сфере. Поэтому «ИКС» считает нужным представить точку зрения компании «Российские космические системы» относительно ГЧП в этой области.

Схема государственно-частного партнерства в том виде, в каком она возникла и преимущественно используется в зарубежной деловой практике, заключается в том, что государство передает коммерческим структурам организацию и выполнение работ по реализации тех или иных государственных функций и проектов. Скажем, в Великобритании таким образом функционирует гарантированное государством бесплатное для населения медицинское обслуживание – частные компании берут в управление или создают медицинские центры, получая финансирование от государства и предоставляя гражданам оговоренный набор услуг гарантированного качества.

Другой пример – спутниковая система связи для вооруженных сил Великобритании (проект Skynet). В этом случае консорциум частных фирм финансирует, создает и эксплуатирует спутниковую систему связи, а государство, в свою очередь, обязуется приобретать у него определенный объем услуг связи по согласованным ценам.

Основные мотивы создания ГЧП – привлечение опыта и ресурсов частного сектора для реализации государственных проектов в целях повышения эффективности государственных расходов (частные фирмы более эффективно организуют деятельность, соответственно, расходы на выполнение государственных функций снижаются), а также оптимизации расходов и снижения для государства рисков при осуществлении масштабных проектов, требующих значительных инвестиций (вместо больших инвестиций на начальном этапе проекта государство может приобретать необходимые услуги в ходе эксплуатации системы).

В России понятие ГЧП рассматривают более широко. Под ним понимаются самые разнообразные формы взаимодействия государства и частных структур. К сожалению, случается, что государственно-частное партнерство просто используют в качестве «паровоза» для проталкивания различных инициатив. При этом основная идея ГЧП – повышение эффективности – выхолащивается и заменяется банальным получением государственных субсидий и преференций.

Между тем в космической области такое партнерство может стать эффективным инструментом инновационного развития. проект «ЭРА ГЛОНАСС» – хороший тому пример. Деятельность «НИС ГЛОНАСС», получившего статус федерального оператора системы, позволила в относительно короткие для России сроки построить инфраструктуру федерального охвата. Теперь реализацией проекта, а также коммерциализацией ГЛОНАСС продолжит заниматься бизнес-сообщество, в которое входит и федеральный сетевой оператор навигационной системы.

С проектом «Социальный ГЛОНАСС» все обстоит не так успешно. Он находится на рассмотрении в Агентстве стратегических инициатив, и пока в этом направлении осуществляются лишь отдельные пилотные проекты. Тем не менее и здесь есть хорошие возможности для развития государственно-частного партнерства – это структура, которая могла бы координировать реализацию проекта в федеральном масштабе, и операторы региональных, локальных и специализированных сетей обслуживания. Дело за малым – принять решение на государственном уровне и приступить к выполнению проекта.

В космической отрасли сегодня есть много направлений, развитие которых может способствовать улучшению социально-экономической ситуации в России. В их число входят проекты, основанные на использовании спутниковой навигации, система диагностирования предвестников землетрясений, система мониторинга критически важных объектов и опасных грузов и многие другие. Конкретные формы государственно-частного партнерства необходимо выбирать, исходя из специфики проекта, с учетом мирового и отечественного опыта. При этом в рамках одного проекта может быть задействовано несколько схем. Главные критерии здесь – эффективность использования ресурсов и сроки реализации. Например, европейский опыт ГЧП при создании глобальной спутниковой навигационной системы Galileo показывает, что особенно тщательно должны быть проработаны формы сотрудничества. Попытка переложить на частных партнеров неоправданно высокие инвестиционные риски при неопределенных перспективах коммерческой окупаемости может привести к существенным задержкам в выполнении проекта.

Отечественная высокотехнологичная сфера, к которой относится космическая деятельность, имеет определенную специфику. Здесь мало фирм, обладающих достаточными собственными ресурсами для осуществления масштабных проектов с большим сроком окупаемости. Отечественная финансовая сфера в финансирование долгосрочных проектов включается крайне неохотно. Поэтому одна из функций государства в рамках ГЧП в высокотехнологичной сфере – содействие в привлечении финансовых ресурсов через специальные государственные институты развития или путем выдачи госгарантий под реализуемые проекты. Крайне важна, как это было при выполнении проекта «ЭРА ГЛОНАСС», своевременная законодательная поддержка. И наконец (а скорее, прежде всего), важно формирование государственной стратегии космической деятельности. Такая стратегия сможет указать бизнесу те направления, где его опыт и потенциал будут востребованы в первую очередь.

Подготовлено по материалам РКС

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!