Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2013
Феликс МУЧНИК  12 марта 2013

Облачным сервисам… требуется хорошая инфраструктура

Простых рецептов создания успешного облака нет. В этом проекте должны соединиться чисто «железные» и совсем нематериальные вещи: идея и ее реализация, ИТ-инфраструктура и сети доступа, стандартизация и интеграция сервисов, грамотное их позиционирование и раскрутка, обучение пользователей и решение массы их проблем. И все это требуется, требуется, требуется. Изобретательность и профессиональность создателей облачных сервисов должны иметь прочную «железную» базу.

Феликс МУЧНИК, гендиректор, «Софткей»За последние годы появилось довольно много компаний, предлагающих облачные сервисы. Причем есть среди них и те, которые предлагают корпоративные приложения с функциями автоматизации, рассчитанные на широкий круг компаний, – бухгалтерские программы, ПО для управления складом, CRM-приложения. Пока их использование не назовешь массовым, но именно по этому пути пойдет продвижение облачных сервисов и решений в бизнес, и именно с таких программ в свое время начиналась автоматизация советских предприятий.

Для историй успеха разработчиков и провайдеров облачных сервисов, работающих на российском рынке, время пока не пришло, потому что успешной можно называть компанию, работающую в этой сфере хотя бы пять-семь лет, а таких «старожилов» на рынке еще нет.

Сейчас в России есть фактически только один успешный облачный проект. Это «Госуслуги», которые хоть и несколько коряво выглядят, и периодически «падают», но все-таки работают: можно и паспорт заказать, и налог заплатить, и с оплатой ЖКХ там начались какие-то подвижки. Получается, что реально работающий сервис смог запустить не самый креативный провайдер и не тот, у кого самые профессиональные программисты, а тот, у которого просто есть ресурсы – дата-центры, магистральные каналы связи, сети доступа и т.д., т.е. солидная инфраструктура. Именно ее недооценивают некоторые разработчики облачных сервисов. Нельзя создать облачный сервис усилиями трех человек и одного сервера, таким составом его можно только придумать.

Можно разработать интересные приложения с полезными функциями, которые понравятся пользователям, но если нет широких каналов доступа, не обеспечено масштабирование и резервирование, то работать в нормальном режиме все это будет недолго, и аварии разной степени серьезности и длительности гарантированы. И все планы провайдера по привлечению массы пользователей будут пустыми фантазиями, поскольку, создав даже самый замечательный по своим функциональным возможностям сервис, провайдер не подумал о том, что у этого сервиса действительно появятся пользователи в сколько-нибудь заметном количестве.

Да и одной технической подготовки облака тоже недостаточно: облачный сервис нужно уметь еще и продать пользователю, сформировать спрос на него. Особенно если речь идет о платных корпоративных приложениях. У корпоративного пользователя не может возникнуть спрос просто на облако или просто на какое-то приложение: чтобы перейти с имеющегося у него автономного приложения на облачное, бизнес хочет понимать, какой процесс он может с помощью этого приложения автоматизировать. А чтобы он согласился потратить на это деньги, облачное решение должно не только замещать старый продукт, но и иметь дополнительные функции. Если облачная «бухгалтерия» имеет все возможности локальной версии и плюс к этому поддерживает какие-то еще функции, тогда понятно, зачем идти в облака.

Вышеупомянутая автоматизация, начавшаяся 20 лет назад, заменяла ручной труд на счетах или калькуляторе. Сейчас ситуация другая: облачные решения должны заменить существующую автоматизацию, с которой компании плохо ли, хорошо ли, но уже освоились. Тогда нестрашно было потерять информацию, поскольку в калькуляторе все равно ничего не сохранялось, а сегодня уже есть что терять. Многие уже проходили переезды с машины на машину, а тут придется переехать с сервера в облако. Проблема безопасности и сохранности данных в этом деле является главной. Но к ней необходимо добавить и финансовую проблему: уже фактически пять лет весь наш бизнес живет в антикризисном режиме и продолжает сокращать ИТ-бюджеты. Причем, если руководство компаний может относительно легко согласиться оплатить лицензии на ПО или новый сервер взамен старого, отработавшего четыре года, то убедить его перейти на какие-то непонятные облачные сервисы даже ведущих мировых вендоров достаточно сложно. А если сюда добавить еще и неудобство оплаты этих сервисов, то становится ясно, что быстрого перелета в облака, в течение ближайшего года или двух, ждать не приходится.

Взрыв спроса произойдет, когда объединятся мощная инфраструктура, правильные облачные решения, серьезные инвестиции в маркетинг облачных сервисов, удобные правила их оплаты, готовность пользователей. Тогда года через три из этих притоков образуется настоящая река.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!