Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2013
Наталия КИЙ  07 мая 2013

Свободное ПО свободы не ищет

... а ищет связи с государством. Без него над бизнесом Open Source в России повис большой вопрос. Вопрос висит уже пару лет, фактически со времени выхода в свет в конце 2010 г. распоряжения правительства за номером 2299-р, которое обещало, да не выполнило план перехода федеральных органов исполнительной власти на свободное ПО.

Подробности невыполнения описаны-переписаны (см. «ИКС» №12’2012), но суть в том, что рынок Open Source уперся в этот факт как в непреодолимый и буксует. В итоге свободное ПО в России существует благодаря публичной дискуссии, активно инициируемой и поддерживаемой профильной ассоциацией РАСПО.

Слово – в дело?

Шуметь и жаловаться – одно. Предпринимать ежедневные, последовательные конструктивные шаги – иное. «Если для Минкомсвязи распоряжение правительства не является основополагающим, мы предложили на Комиссии по развитию информационного общества написать закон, внести его в Госдуму, отстаивать на всех уровнях. Но написать закон – прямое действие РАСПО», – мягко пенял сообществу член Совета Федерации Руслан Гаттаров на апрельском Russian Open Source Summit (еще 30 мая 2012 г. на заседании комиссии было предложено РАСПО к середине сентября того же года подготовить предложения по изменению НПБ с целью преодоления юридических барьеров использования СПО).

А в это время

рынок Open Source не стоит на месте. По данным IDC, из всех действующих операционных систем растут только две: Linux на 17,9% в прошлом году, Windows – на 4,2%. Приблизительно та же пропорция в положительной динамике вложений мирового бизнеса в Linux и Windows. Появился OpenStack, так называемый Linux для облака. К его разработке присоединилось более сотни компаний, среди которых Cisco, HP, Dell, AMD, Intel. Производители закрытого проприетарного ПО, по их собственному признанию, перестают видеть мир черно-белым. «Стираются грани между проприетарным ПО и Open Source. Клиенты не хотят использовать только одну платформу, поэтому интероперабельность разных платформ – основа наших действий. Наши разработчики пишут код для ядра Linux», – констатирует Леонид Аникин из Microsoft. Действительно, по признанию экспертов, Microsoft демонстрирует все более активное погружение в Open Source, в том числе посредством работы своего нового подразделения Open Technologies, и для игроков с поля СПО постепенно превращается из конкурента внешнего в соперника внутреннего.

Проекты. Почему невыгодно?

Время от времени поступают сообщения о российских проектах в сфере свободного ПО. На Open Source создан недавно запущенный портал «Российская общественная инициатива». Ряд органов власти, в их числе и Минкомсвязь, внедряют свободное ПО. В середине апреля КРОК сообщил о реализации проекта по ИТ-инфраструктуре медицинских учреждений на основе решений Open Source. «Свободное ПО не вызывает отторжения у заказчиков, они все чаще обращаются к этим решениям», – комментирует Игорь Никулин (КРОК).

Однако свободное ПО не всегда выгодно даже для госучреждений. Пример тому Федеральная типовая медицинская информационная система (ФТМИС) – первое решение на базе Open Source, функционально покрывающее большинство процессов деятельности медучреждения. В 2008 г. ее заказчиком выступил тогдашний ФАИТ, пилотное внедрение состоялось в 2009 г. в Саратовской областной детской клинической больнице. Сегодня на ФТМИС работает около 500 медицинских учреждений России. Но по свидетельству исполнителя этого проекта, компании «Корус Консалтинг ИТ», проекты на свободном ПО свободными по сути не являются. «Все равно медучреждения должны обратиться в Минздрав и получить разрешение на использование ПО, т. е. сложная процедура получения доступа снижает эффективность таких внедрений», – говорит Андрей Дюков из «Корус Консалтинг ИТ».

Бесплатный сыр

– вот так расценивают свободное ПО некоторые эксперты в сфере информационной безопасности. Из категорий «открытое публичное ПО», «открытое коммерческое ПО», «проприетарное ПО с ограниченным доступом», «закрытое проприетарное ПО» Александр Трубачев из «Центра безопасности информации» приоритет отдает открытому коммерческому ПО, на втором месте – проприетарное ПО с ограниченным доступом. «Свободное ПО – не такое уж привлекательное с точки зрения доверия к безопасности. Бесплатный сыр, знаете ли. Это моя личная оценка, основанная на большом опыте проведения сертификационных испытаний. Для повышения доверия к свободному ПО надо совершенствовать нормативную базу, повышать качество процесса разработки и процедур сертификации», – говорит А. Трубачев.

На форуме ROSS’2013 представитель ФСБ Алексей Кузьмин дал сообществу СПО нехитрый, но дельный совет: «Делитесь своими хорошими наработками. Творите – и хорошая работа будет замечена». Пока потенциальные потребители Open Source суммируют плюсы и минусы, игрокам этого рынка и их общественным представителям, может быть, стоит более объективно оценить свою нишу в ИТ-сфере и действовать в соответствии с ее задачами и размерами.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!