Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05 2013 |
Дмитрий БЕХТЕРЕВ  | 07 мая 2013 |
Платежи москвичей в адрес города – на единую платформу
Какой вклад в расширение аудитории пользователей мобильных платежей могут внести городские власти? Почему такая форма оплаты им может быть выгодна? О первых результатах создания мобильной платежной инфраструктуры в столице и ее перспективах – Дмитрий БЕХТЕРЕВ, руководитель направления мобильных разработок ДИТ Москвы.
В рамках государственной программы Москвы «Информационный город (2012–2016 гг.)» Департамент информационных технологий разработал информационную систему регистрации начислений и платежей (ИС РНиП), которая в том числе позволяет агрегировать информацию обо всех выставленных гражданину счетах, привязанных к тому или иному его идентификатору (номеру паспорта или свидетельства о рождении, СНИЛС, договора на оказание услуг), и представить их в его личном кабинете на городском портале госуслуг. Поставщиками такой информации о начислениях могут стать городские учреждения, оказывающие платные услуги населению, например детские сады, спортивные и музыкальные школы и т.п. Подобных организаций в городе примерно 6,5 тыс. К этой системе через единый платежный шлюз подключаются платежные агенты, и у пользователя появляется возможность из личного кабинета оплатить счет, воспользовавшись привычным способом удаленных платежей – системой интернет-банкинга, электронным кошельком, банковской картой Visa или MasterCard. Сегодня к шлюзу уже подключены Банк Москвы, Альфа-Банк, QIWI, «Элекснет», «Деньги@Mail.ru» и WebMoney.
Для предоставления пользователям столичного портала госуслуг возможности совершать платежные транзакции по счетам, собранным в РНиП, с их лицевого абонентского счета у операторов сотовой связи в городе разработана и тестируется единая мобильная платформа (ЕМП). Получив от гражданина идентификатор начисления, сумму и номер его мобильного телефона, эта информационная система должна выбрать из числа обезличенных платежных агентов того, кто берет с такой транзакции минимальную комиссию.
Сейчас идет процесс подключения к ЕМП платежных агентов, тестируется взаимодействие их информационных систем с платформой. Одновременно ведутся переговоры с Федеральным казначейством о предоставлении в ЕМП информации о начислении штрафов ГИБДД.
Пока на единой мобильной платформе горожанам доступна только оплата парковки. Услуга имеет поддержку – со всех парковок автовладельцы могут обратиться за консультацией в городской колл-центр. По нашим данным, к концу января 2013 г. услугой воспользовались около 50 тыс. человек. Именно столько автовладельцев отправили SMS на короткий номер, после чего с их лицевого счета начинали списываться средства за парковку. И надо сказать, что такой способ оплаты стоянки достаточно удобен.
В настоящее время мы работаем над улучшением этой услуги и одновременно ищем партнера, который предоставил бы нам полноценный облачный сервис, позволяющий человеку один раз ввести реквизиты своей банковской карты и сохранить их, чтобы впоследствии не вводить их заново при каждом платеже, а просто нажимать кнопку «ОК». Пока таких предложений мало. Мы продолжаем поиск, потому что понимаем: привязав к банковской карте мобильный телефон ее владельца, мы дадим жителям столицы возможность оплачивать с помощью такой связки самые разные и муниципальные, и коммерческие услуги.
Мы открываем API нашей единой мобильной платформы для разработчиков приложений. Они смогут, зарегистрировавшись на этой платформе и подписав оферту, получать с портала data.mos.ru данные, необходимые для разработки своих приложений. Сами же мы сфокусируемся на доработке функционала шести наших приложений. В ближайшее время на ЕМП появится сервис передачи показаний приборов учета воды и потребленной электроэнергии.
Пользователей услуг «мобильного правительства» становится все больше. Судите сами: всего на городском портале госуслуг зарегистрировано около 900 тыс. человек. Из них около 180 тыс. загрузили в свои телефоны наши мобильные приложения, более 85 тыс. подписались на уведомления о штрафах, выписанных в ГИБДД, еще 30 тыс. пополняют с мобильных устройств карточки для оплаты школьного питания.
Мы видим, что это удобно, востребовано, поэтому мы намерены и дальше развивать эти сервисы.