Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06-07 2013
Наталия КИЙ  18 июня 2013

Эффект надзора

В последний год с небольшим надзорная функция на территории телекоммуникаций дает все больше поводов для новостей, расширяет зону влияния, аккумулирует инициативу и инициирует совместную деятельность игроков рынка. Что это означает?

Бумага стерпит, а Роскомнадзор – нет.
Из Цитаток на www.iksmedia.ru


Наталия КИЙ, главный редактор журнала «ИКС»И вправду. Если начать считать, к чему имела отношение в 2012 – первой половине 2013 Федеральная служба по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций, пальцев одной руки, к удивлению, не хватит. Возрастная маркировка СМИ, расчет и взимание платы за использование радиочастотного спектра, поход за качеством услуг в виде проекта концепции, реестр населенных пунктов с видами связи, аварийный межсетевой роуминг четырех сотовых операторов, проверенный при взрыве метеорита над Челябинской областью, определение состава 2-го мультиплекса цифрового ТВ и разработка частотно-территориального плана для 3-го, начало оказания услуг в электронном виде, реестр доменных имен и сайтов, распространяющих запрещенную в России информацию.

Не всегда оперативно, не всегда безусловно, безошибочно и однозначно. За примерами ходить далеко не надо: мы сами в редакции под угрозой штрафа, обещанного нашим юристом за промедление, не без иронии сначала намеревались пометить журнал возрастным ограничением 0+, потом пожалели грудных детей и ориентировали свой продукт на тех, кому за 12. А уж о несогласных и обиженных сайтах с якобы противоправной информацией и говорить не приходится. Но наступательная, местами конструктивная и даже результативная работа налицо.

Тогда и сейчас

Если раньше в течение десятилетия служба надзора за связью (она же Россвязьохранкультура, она же Главгоссвязьнадзор, она же Государственная инспекция электросвязи) отчитывалась количеством выданных лицензий, проведенных проверок и выписанных штрафов, то в этом году на майской коллегии Роскомнадзора чуть не впервые звучали цифры, по которым можно судить о рынке и месте страны в мировом пространстве.

Скажем, доля России в числе стран – хостеров интернет-ресурсов с детской порнографией в 2012 г. за шесть месяцев снизилась с 29 до 13%. Или: доля радиоэлектронных средств стандарта GSM на рынке сотовой связи за прошедший год уменьшилась на 7%, UMTS выросла на 6%, LTE – на 1%, а цифрового ТВ – аж на 69%. Или: хуже всего охвачены мобильной связью автотрассы на Дальнем Востоке, на севере и на Урале, а самое лучшее покрытие магистралей в центре, в Поволжье и, как ни странно, на Кавказе. Или: в прошлом году только 5% разрешений на разные виды деятельности были выданы в электронном виде, а в этом – уже 30%. А вот число интернет-СМИ при бурно развивающемся рынке информации сократилось. «Все, что могло писать, даже с ошибками, свои лицензии уже получило», – прокомментировал ситуацию замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.

Получается, что влияние надзорного органа на жизнь подведомственного ему сектора растет. Коллегия Роскомнадзора собрала бывшего министра связи, сегодня помощника президента И. Щеголева, экс-главу Роскомнадзора, а ныне губернатора Костромской области С. Ситникова, замминистра связи и массовых коммуникаций А. Волина, зампреда Госдумы С. Железняка, сенатора Н. Пожиткова, нового президента «Ростелекома» С. Калугина, председателя Центризбиркома В. Чурова. К слову, последний вышел на трибуну с открытой официальной жалобой в Роскомнадзор на сеть «ВКонтакте», где прописаны шесть В.Е. Чуровых, глав ЦИКа, – в то время как сам Владимир Евгеньевич, по его заверению, занимает принципиальную позицию и ни в одной соцсети не состоит.

Выходит, что центростремительные силы, сводящие самых разных людей из самых разных структур, сообществу необходимы. Что время и место для называния и обсуждения отраслевых проблем требуются и государству и бизнесу. Что операторы связи вкупе с телерадиовещателями готовы работать с конструктивным последовательным регулятором, в какой ипостаси он бы ни представал. На майской коллегии ответлица именовали надзор «форпостом нашего общества в инфокоммуникационной сфере» и самой активной площадкой в этом секторе. Несколько месяцев назад таким почетным именем называли и Комиссию Совета Федерации по развитию информационного общества.

Все на борьбу за качество

Объединяющим делом для телеком-сообщества стала борьба за качество связи, воодушевившая регуляторов и пользователей и не без интереса подхваченная телеком-операторами.

В Москве 62% звонков в сетях большой тройки отмечены низким или крайне низким качеством передачи речи – сделал заключение Департамент информационных технологий правительства Москвы. Как известно, столичный ДИТ не первый месяц озабочен уровнем и качеством связи в городе, упавшими и из-за операторской экономии, и из-за загрузки сетей трафиком передачи данных, и из-за освоения новых стандартов мобильной связи. По информации замруководителя ДИТ Александра Горбатько, в рамках городской программы «Информационный город» 716 объектов муниципальной собственности были оборудованы качественной связью, разработана методика оценочных испытаний сотовой связи, поддержанная операторами и Федеральной службой по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций.

Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров поддержал предложение ДИТ, озвученное на коллегии, утвердить совместную программу по повышению качества связи в Москве, определить тестовую зону, согласовать с операторами сроки проекта, в августе–октябре ввести в эксплуатацию новые базовые станции, сделать измерения и доложить о результатах в конце года. «Непростая тема. Неудовлетворенность пользователей растет. Но нельзя навредить бизнесу. Надо создать условия, чтобы операторы смогли прекратить порочную практику оптимизации сетей за счет сокращения числа базовых станций», – заявил А. Жаров. В соответствии с проектом Концепции качества услуг связи разработано 15 методик оценки и контроля качества 15 видов услуг связи в рамках надзорной деятельности.

Лозунги и рынок

«Максимальная результативность при минимальных затратах» – так вербализует содержание нового облика надзора его глава. За фасадом – семикратный, по оценке самой службы, рост ее функций (ныне числом 60) при сокращении штата на 20%. Отсюда – перегруппировка сил и средств и запланированное переформатирование структуры, автоматизация существующих в службе процедур, создание автоматизированной системы радиоконтроля. Выбрана трехзвенная структура службы: центральный аппарат, восемь окружных управлений и региональные управления и отделы (вместо 75 территориальных органов, напрямую подчиненных центру).

Признаем, результат без больших затрат – тренд общеотраслевой, роднит оператора, вендора, интегратора. Эффективность – не лозунг, а требование зрелого рынка, внешние ресурсы развития которого исчерпаны, посему приходится искать точки опоры в организации собственной деятельности (подробнее об этом читайте в теме номера «Эффективность по требованию»).

Надзор отойдет к правительству?

«Роскомнадзор должен работать при правительстве России – в этом случае организация не будет аффилированной и обретет соответствующий ее задачам статус», – заявил на заседании коллегии Роскомнадзора Николай Пожитков, член Совета Федерации, зампред Комитета по регламенту и организации парламентской деятельности.

Как известно, в соответствии с существующей структурой исполнительной власти Роскомнадзор находится в подчинении Министерства связи и массовых коммуникаций России. Аналогичные структуры (Росатомнадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор) работают в непосредственном подчинении правительству – таков один из основных аргументов Н. Пожиткова. Такой же позиции он придерживается в отношении Государственной комиссии по радиочастотам – межведомственного координационного органа, действующего при Минкомсвязи.

«Мы пока остаемся под Минкомсвязи. Так правительством определено, и так мы работаем», – отреагировал А. Жаров. «Мы работаем с вами с удовольствием и с результатом. Роскомнадзор – уникальный орган», – прокомментировал замминистра А. Волин.

Возможное изменение статуса Роскомнадзора, настойчивое предложение о котором было озвучено сенатором с большим связистским прошлым Н. Пожитковым, без сомнения, укрепит позиции федеральной службы, расширит ее возможности и при этом ослабит позиции профильного ведомства. 

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!