Rambler's Top100
Статьи
23 декабря 2013

И.НИКУЛИН: В первую очередь - создать ИТ-инфраструктуру здравоохранения

Информатизация российского здравоохранения имеет очень внушительную историю, но до сих пор она носит лоскутный характер. Перспективных технологий и решений много, но системности при их внедрении не хватает.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №11`2013, «ИТ-здоровье». Часть II . 


? ИКС: Какие ИТ-решения наиболее востребованы сейчас в российском здравоохранении, изменились ли приоритеты в их выборе за последние год-два? И какие перспективные ИТ-технологии и сервисы остались пока за бортом федеральной программы? 


Артем РЯБИНКОВАртем РЯБИНКОВ, руководитель отдела по развитию бизнеса, «1С-Битрикс»: Повысился интерес к комплексным решениям, которые обеспечивают автоматизацию различных областей – учет услуг, регистратура, запись на прием к врачу онлайн, хранение и обработке изображений. Чем больше интегрированы друг с другом продукты «из коробки», тем меньше рисков при внедрении итогового решения. Особенно это востребовано в сегменте крупных государственных и коммерческих клиентов, когда требуется комплексная автоматизация нескольких учреждений одновременно. Со своей стороны мы можем констатировать большой интерес к готовым интернет-решениям, интегрированным с внутренними медицинскими информационными системами (МИС). У многих стоят остро задачи по масштабному присутствию в интернете и предоставлению актуальных данных пациентам онлайн. 

Во всех сферах ИТ сегодня все инновации связаны с современными веб-технологиями. Браузер стал универсальным инструментом для взаимодействия человека с компьютером. Гражданин в первую очередь будет использовать веб-доступ для взаимодействия с медицинскими системами. В сегодняшней программе модернизации здравоохранения этим вопросам следовало уделить еще больше внимания. Недостаточно было рассмотреть взаимодействие гражданина с системой здравоохранения через Интернет только через призму записи на прием к врачу. Ведь взаимодействие пациента с медицинской организацией начинается с ее сайта или с единого портала по вопросам здравоохранения города или региона, и хорошо было бы выработать четкие и понятные требования и к структуре таких сайтов, к составу информации и к форматам ее представления. И такой опыт у нашего государства уже имеется: есть замечательный ФЗ №8, который регламентировал требования к сайтам органов власти и местного самоуправления, есть сопутствующие законодательные инициативы по отдельным составляющим интернет-ресурсов, такие как приказ 471 Минэкономразвития. И государственные сайты действительно стали значительно лучше с 2008 года, и, конечно, такой положительный опыт стоило применить и в программе модернизации здравоохранения. 

Возвращаясь к записи на прием к врачу, также стоило бы перечислить список требований, ключевых возможностей, которые могли бы гарантировать высокое качество итоговых реализаций. Сейчас чиновники и ИТ-сообщество пытаются восполнить эти пробелы, но гораздо проще было бы заложить множество базовых требований изначально. Вторым перспективным направлением, безусловно, можно отметить мобилизацию. Все большее количество пользователей выходят в Интернет с мобильных устройств: смартфонов, планшетов, гибридов. Возможность комфортной работы с медицинскими решениями с мобильных устройств (как пациентов, так и мед.персонала) – это то, что становится обязательным требованием в современном мире медицинских ИТ. К сожалению, на законодательном уровне, пока эти тенденции также не поддержаны соответствующими требованиями к пользовательским интерфейсам. Юрий БЕЛЬСКИЙ

Юрий БЕЛЬСКИЙ, директор представительства Allied Telesis в России и странах СНГ: Нынешний приоритет российского здравоохранения - построение базовой инфраструктуры во всех учреждениях. При этом во многих регионах уже есть больницы и госпитали, использующие самые новые разработки. Сейчас мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда в регионах, ответственные за информатизацию здравоохранения руководители, очень серьезно рассматривают различные варианты решения той или иной задачи, проводя консультации с коллегами, производителями оборудования, проектировщиками, и выбирают оптимальные решения. Мы приветствуем именно такой подход, поскольку ситуация в различных регионах может существенно различаться. Сергей МАРТЫНОВ

Сергей МАРТЫНОВ, директор по развитию бизнеса с госсектором, «Техносерв Консалтинг»: Информационные системы сегодня отвечают запросам административной части ЛПУ, предоставляя статистику по количеству посещений, госпитализаций, услуг, функций врачебной должности и т.д. В тоже время эти ИТ-решения слабо поддерживают работу врачей. Медицинский персонал нуждается в технологиях, которые бы помогали в лечебной практике, а для этого клиническая часть медицинских информационных систем должна быть максимально структурирована, чтобы была возможность ее аналитической обработки. 

Андрей СВИРИДЕНКОАндрей СВИРИДЕНКО, председатель правления SPIRIT: Сегодня в российском здравоохранении актуален вопрос развития телемедицины. Фактор «большой территории» в значительной степени ограничивает возможности российских региональных медицинских учреждений в плане консультаций с коллегами и другой научно-прикладной совместной деятельности, которая необходима для повышения квалификации, уточнения диагнозов, проведения сложных операций в удаленных уголках России с привлечением специалистов мирового уровня. Аппаратные системы ВКС зачастую по-прежнему остаются чересчур дороги для медучреждений, поэтому наиболее удобными для предоставления консультаций и работы с пациентами оказываются программные продукты для видеоконференций. Особенно те, которые позволяют организовать видеоконференцию непосредственно через браузер. По нашим данным организации здравоохранения сегодня составляют не менее 7% общего числа покупателей программных ВКС в России. Для того чтобы попасть на удаленный прием к специалисту, пациенту достаточно кликнуть по веб-ссылке, используя компьютер или планшет. 

Денис КАТЮШИНДенис КАТЮШИН, директор управления по консалтингуOptima Consulting (Группа Optima): Поскольку медицина все больше переходит на коммерческие «рельсы», для большого количества ЛПУ теперь важно не только обеспечить достойное качество диагностики и лечения пациентов, но и обеспечить достижение целевых экономических показателей. Поэтому наряду со специализированными ИТ-решениями, ориентированными на диагностику, лечение, профилактику, в клиниках в настоящее время востребованы решения для автоматизации управленческого и бухгалтерского учета, а также системы бизнес-аналитики, которые позволяют проводить разносторонний анализ деятельности клиники вплоть до конкретной услуги, врача, кабинета. Наш опыт показывает, что сегодня, в первую очередь, востребованы системы бизнес-аналитики. Это связано с тем, что руководству ЛПУ и собственникам частных клиник необходимо обладать полной и достоверной информацией о том, что происходит. Развивается ли бизнес по утвержденной модели, каким образом выглядит динамика прироста пациентов, каков уровень удовлетворенности клиентов, оказывается ли достаточный набор медицинских услуг, чтобы пациент смог пройти в данном учреждении не только комплексное обследование, но и комплексное лечение и реабилитацию, какие доходы приносят клиенты «с улицы», а какие обеспечиваются корпоративными программами страхования, какова востребованность тех или иных услуг и т.д. Все это позволяет не только контролировать качество и своевременность оказания услуг пациентам, но и развивать клинику таким образом, чтобы обеспечить оптимальное сочетание сервисов, расходов и доходов. 


Игорь НИКУЛИНИгорь НИКУЛИН, директора департамента информационных технологий, КРОК: Самые перспективные технологии в здравоохранении по большей части такие же, как и в других областях. В первую очередь нужно создать ИТ-инфраструктуру, автоматизировать рабочие места медицинских сотрудников, внедрить специализированные системы аналитики и электронного документооборота, решить вопрос защиты данных. Дальше уже можно будет думать о системах телемедицины, мобильных решениях и т.д. При реализации федеральной программы информатизации здравоохранения, на мой взгляд, можно было чуть больше внимания уделить процессу или методологии внедрения информационных сервисов, таких как запись на прием к врачу, ускоренная госпитализации, аналитика работы лечебных учреждений и т.п. Важно заранее предусмотреть все нюансы, которые могут возникнуть при обращении пользователей с системами, ведь только тогда внедренные технологии могут стать полноценной частью повседневной деятельности врачей и жизни граждан. На мой взгляд, нельзя рассматривать вопросы информатизации здравоохранения в отрыве от необходимости организационных нововведений в этой отрасли. Медицинские сотрудники еще не привыкли к необходимой для эффективной информатизации детализации учета транзакций и показателей уровня качества медицинской помощи. Самые перспективные технологии в здравоохранении по большей части такие же, как и в других областях. В первую очередь нужно создать ИТ-инфраструктуру, автоматизировать рабочие места медицинских сотрудников, внедрить специализированные системы аналитики и электронного документооборота, решить вопрос защиты данных. Дальше уже можно будет думать о системах телемедицины, мобильных решениях и т.д. При реализации федеральной программы информатизации здравоохранения, на мой взгляд, можно было чуть больше внимания уделить процессу или методологии внедрения информационных сервисов, таких как запись на прием к врачу, ускоренная госпитализации, аналитика работы лечебных учреждений и т.п.. Важно заранее предусмотреть все нюансы, которые могут возникнуть при обращении пользователей с системами, ведь только тогда внедренные технологии могут стать полноценной частью повседневной деятельности врачей и жизни граждан. 


Дамир ЕНГАЛЫЧЕВДамир ЕНГАЛЫЧЕВ, директор по работе с ключевыми заказчиками департамента по работе со здравоохранением, IBS: В текущем фокусе информатизации - по-прежнему административные процессы: учет затрат, управление ресурсами, минимизация бумажного документооборота, снижение затрат и повышение качества подготовки медицинской отчетности и статистики. Тем не менее, уже в рамках федеральной и региональных программ здравоохранения предусмотрено внедрение технологий, направленных на автоматизацию самого лечебного процесса. Появляются отдельные элементы поддержки принятия врачебных решений (поддержка стандартов лечения, предупреждение о лекарственном взаимодействии при выписке электронного рецепта, предоставление врачам доступа к медицинской информации). Среди наиболее интересных перспективных технологий можно отметить технологии речевого ввода информации, технологии поддержки принятия решений на основе сведений, содержащихся в электронной медицинской карте пациента, технологии для медицинских исследований, позволяющие выявлять закономерности на основе анализа больших объемов псевдонимизированных медицинских данных. Хотя все эти технологии упомянуты в федеральной программе информатизации, отсутствует четкое понимание того, что для их внедрения необходимо проделать огромную работу, связанную с обеспечением семантической интероперабельности медицинских информационных систем. В этом смысле наиболее критичной задачей является унификация медицинских терминологий. Также нельзя не отметить бурного развития медицинских онлайн-сервисов. Обеспечение интеграции с этими сервисами не нашло должного отражения в федеральной программе информатизации здравоохранения. Григорий ШЕВЧЕНКО

Григорий ШЕВЧЕНКО, коммерческий директор, Открытые Технологии: К сожалению, сегодняшний процесс информатизации медицины развернут в сторону ИТ-компаний, а они пытаются адаптировать имеющиеся у них решения для других отраслей под задачи медицинской информатизации. Надо вернуться к истокам, посмотреть на задачи в комплексе, увидеть и проанализировать то, что уже сделано и сделано хорошо. И в первую очередь заняться разработкой и внедрением технологий, информатизации, обеспечивающих повышение качества лечения и управления лечебно-диагностическим процессом. Ведь медицина прежде всего должна лечить и вылечивать, а потом уже эффективно управлять финансами. Александр ВАСИЛЕНКО

Александр ВАСИЛЕНКО, глава представительства VMware в России и СНГ: В связи с тем, что одной из главных задач в области информатизации здравоохранения является создание эффективной, управляемой и защищенной ИТ-инфраструктуры, наиболее востребованными решениями в этой сфере сегодня являются технологии виртуализации. С их помощью строится единая информационная система, дающая возможность специалистам из любой точки мира удаленно подключаться к медицинским ресурсам через виртуальный рабочий стол, просматривать медицинскую документацию, результаты лабораторных исследований. И все это – в структурированном электронном виде с необходимой детализацией. Это значительно повышает эффективность работы всех медицинских учреждений и, что важнее всего, приносит большую пользу самим пациентам. Кроме того, создание подобной системы позволит в перспективе поставлять ИТ как услугу и преобразить способы пользования медицинскими сервисами как персоналом клиник, так и непосредственно гражданами. Особенно это актуально в рамках такой территориально большой страны как Российская Федерация.


Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!