Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2023
Николай НОСОВ  07 марта 2023

Российские облака и платформы виртуализации: смена вендоров

Системы виртуализации давно стали неотъемлемой частью бизнес-процессов. После ухода зарубежных вендоров, доминировавших на российском рынке, основные сценарии действий отечественных компаний – ждать, использовать привычное решение в облаке или перейти на российские продукты.

Поддерживать лучших

Санкции и уход с рынка зарубежных вендоров резко ускорили процессы импортозамещения в России, в том числе в области программного обеспечения. Выбор импортозамещающих продуктов облегчает Единый реестр российского ПО. Государство поддерживает решения из реестра с помощью преференций на конкурсах по госзакупкам и налоговых льгот, стимулирует создание экосистемы совместимых программных решений. 

Решения постоянно развиваются, изменяются, и поддержка всех представленных в реестре российских продуктов, например операционных систем, выглядит нерациональной тратой ресурсов. Но и ограничивать выбор одной операционной системой нельзя – это убьет конкуренцию на рынке ОС и приведет к стагнации продукта. Поэтому Минцифры предложило компромиссный вариант – опираясь на мнение бизнес-сообщества, выделить три-четыре наиболее зрелые российские операционные системы и обязать российских разработчиков обеспечивать совместимость с ними. Не соответствующие требованиям Минцифры продукты будут исключаться из реестра. 

В будущем ограничения могут коснуться систем виртуализации и облачных платформ, число которых в реестре российского ПО перевалило за десяток. Во всяком случае обсуждения этого вопроса  в Минцифры уже идут. 

Основные виды виртуализации

Виртуализация – предоставление программными средствами набора вычислительных ресурсов или их логического объединения, абстрагированное от аппаратной реализации и обеспечивающее логическую изоляцию друг от друга вычислительных процессов, которые выполняются на одном физическом ресурсе. Основные преимущества виртуализации – повышение эффективности использования вычислительных ресурсов, легкость управления вычислительной средой и простота масштабирования ее элементов.

Виртуализация позволяет создавать независимые и изолированные друг от друга виртуальные объекты с помощью программной имитации физических ресурсов (процессора, памяти, сети, диска). Наиболее часто используется серверная виртуализация, когда на физическом сервере разворачиваются несколько виртуальных машин (Virtual Machine, VM). С серверной виртуализации началось проникновение технологии на рынок. Позже появились: виртуализация хранилищ данных – программно определяемые хранилища (Software-Defined Storage); виртуализация сетей – виртуальные частные сети (Virtual Privatе Network, VPN) и программно определяемые сети (Software-Defined Network, SDN); гиперконвергентные системы (Hyper-Converged Infrastructure, HCI) – когда в виртуализированный масштабируемый стек объединяются серверы, СХД и сети. Пару лет назад появились программно определяемые территориально распределенные cети (SD-WAN).

Отделить логический рабочий стол (набор пользовательских программ, работающих под операционной системой) от физической инфраструктуры (например, ПК или сервера) позволяет виртуализация рабочих столов (Virtual Desktop Virtualization, VDI).

Все шире используется виртуализация операционной системы (контейнерная виртуализация), которая дает возможность запускать программное обеспечение в изолированных на уровне ОС пространствах. Наиболее распространенной формой виртуализации на уровне ОС являются контейнеры Docker, а системой управления – Kubernetes.

Наибольшее после операционных систем влияние на экосистему российских продуктов оказывает серверная виртуализация, которая выступает фундаментом и для построения облачных платформ. Упрощенно основными частями облачной платформы являются:
  • гипервизор – аппаратная или программная система для параллельной работы на одном компьютере нескольких операционных систем, виртуализирующая аппаратные ресурсы для работы ОС;
  • система, обеспечивающая динамическую балансировку нагрузки на серверы и системы хранения данных для повышения их производительности, поддерживающая высокую доступность виртуальных серверов, а также изоляцию виртуальных инфраструктур различных пользователей друг от друга на сетевом уровне;
  • система управления виртуализацией, т.е. управления отдельными виртуальными машинами (создание, выделение ресурсов, доступ к консоли VM), комплексом взаимозависимых виртуальных машин, необходимых для реализации одного сервиса, а также виртуальными сетями и сетевым взаимодействием между машинами;
  • система самообслуживания по требованию;
  • система учета потребляемых ресурсов.

Первые три части можно объединить понятием «платформа виртуализации». Облачная платформа может поддерживать работу нескольких платформ виртуализации, в том числе с различающимися гипервизорами.

Рынок до и после начала СВО

Еще год назад на российском рынке средств виртуализации доминировали зарубежные, прежде всего американские компании (рис. 1), которые ушли с рынка после начала СВО на Украине, тем самым освободив пространство для российских игроков.
Рис. 1. Использование платформ серверной виртуализации в России, процент опрошенных

Соответственно наиболее популярными гипервизорами на российском рынке были ESXi от компании VMware и Hyper-V от Microsoft. Существенно уступали лидерам Xen от Сitrix и VM VirtualBox, выкупленный Oracle у компании Sun. Среди open source-гипервизоров чаще всего использовался гипервизор KVM.

Облачные платформы на базе решений VMware стали практически стандартом в российском корпоративном секторе. Широкий набор продуктов для построения полноценного сервис-ориентированного частного, публичного или гибридного облака предоставляет платформа для облачной инфраструктуры VMware Cloud Foundation (рис. 2), базирующаяся на гипервизоре VMware ESXi и платформе виртуализации VMware vSphere. 
Источник: VMware 
Рис. 2. Продукты VMware Cloud Foundation 

С помощью VMware Cloud Foundation можно создать полноценный программно определяемый центр обработки данных (Software-Defined Data Center, SDDС), использовать продукт vSAN для гиперконвергентного хранилища, NSX – для виртуализации сетей. SDDС выступает системой управления виртуализации, vRealize обеспечивает мониторинг ресурсов и их производительности, учет потребляемых ресурсов, предоставляет каталог сервисов и портал самообслуживания. Опционально можно задействовать продукты для работы с современными приложениями семейства Tanzu и запускать контейнеры и кластеры параллельно с виртуальными машинами на той же инфраструктуре. 

Среди облачных платформ с открытым исходным кодом наибольшую популярностью завоевала OpenStack (рис. 3).
Источник: Miro.medium.com
Рис. 3. Экосистема OpenStack 

За серверную виртуализацию отвечает проект Nova. Для работы с хранилищами данных используются Cinder, Manila и Swift, виртуализацию сетей обеспечивают Neutron, Octavia и Designate, хранение образов виртуальных машин – Glance. Среди систем управления виртуализацией: каталог приложений с универсальным инструментарием для упрощения и ускорения упаковки и развертывания образов (проект Murano), системы автоматического восстановления отказавших виртуальных машин Masakari, автоматизации резервного копирования и восстановление данных Freezer, упрощения использования облачных сервисов и их интеграции в процесс разработки приложений Solum.

Среди других open source-платформ виртуализации стоит отметить OpenNebula и oVirt, поддерживаемые в основном компанией RedHat. Из программно определяемых платформ хранения выделим Ceph.

Выбор стратегии

Уход ведущих мировых вендоров заставил российские компании пересмотреть стратегии использования и развития информационных систем, в том числе в области виртуализации. Вариантов поведения в данной ситуации несколько.
  1. Выжидательный – ничего не менять, ожидая, что зарубежные вендоры вернутся. Плюс – не нужно что-либо делать и тратить ресурсы. Минус – постоянно возрастающие технологические и юридические проблемы из-за окончания срока действия лицензий, отсутствия обновлений и техподдержки. В качестве временной меры задействовать нелицензионное ПО и искать техподдержку у российских интеграторов.
  2. Переход на зарубежное решение в российское публичное облако. Многие российские облачные провайдеры имеют долгосрочные контракты с западными вендорами и в полном объеме предоставляют их услуги по сервисной модели. Минус – нужна перестройка процессов при миграции в облако. Для крупных организаций в долгосрочной перспективе публичные облака по экономике проигрывают модели on-premise, многие не могут использовать публичные облака из-за регуляторных требований.
  3. Переход на самописное или open source-решение. Плюс – не надо платить сторонним организациям, минус – нужна своя команда разработчиков или как минимум хорошо разбирающихся в решениях open source инженеров. Вариант приемлем для крупных компаний, имеющих штат квалифицированных ИТ-специалистов.
  4. Переход на кастомизированное российское проектное решение. Интересен в первую очередь крупным компаниям со сложными бизнес-процессами. Плюс – интегратор реализует все, в том числе специфические требования бизнеса. Минус – дорого на этапах разработки и внедрения, а также медленно, процесс может занять несколько лет.
  5. Переход на российское продуктовое решение. Приемлемый вариант для малых и средних компаний – решение из коробки разворачивается быстро и без привлечения интеграторов. Минус – придется подстраивать бизнес-процессы под то, что предлагают. 
  6. Переход на российское продуктовое решение в российское же публичное облако. Отличный вариант для малых предприятий – не нужна экспертиза (которой, скорее всего, и нет) для развертывания и поддержки решения. Оплата – только за реальное использование сервиса. Минус – отсутствие кастомизации. Кроме того, при длительной эксплуатации затраты на облачный сервис превысят затраты на покупку ПО.
Последние три варианта предусматривают обращение к российскому ПО. Хуже всего ситуация с продуктовыми решениями, которые раньше с трудом выдерживали конкуренцию прежде всего с продукцией VMware. Лучше дела обстоят с кастомизированными проектными решениями, к которым крупные российские предприятия и раньше прибегали по экономическим и регуляторным причинам. Теперь российские вендоры, в том числе подразделения разработки крупных предприятий, выделенные в инсорсинговые компании, на базе проектных решений могут создавать «коробочные» продукты.

Мы уже рассмотрели возможности использования российских решений SD-WAN . В последующих статьях рассмотрим существующие российские решения, которыми можно заменить решения виртуализации ушедших зарубежных вендоров.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!