Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2014
Александра КРЫЛОВА  27 января 2014

Инвесторы и стартапы: им не жить друг без друга

Привлечение частного капитала уже несколько лет как перестало быть в России безнадежным делом. По привлекательности для высокотехнологичных стартапов пальма первенства пока у Кремниевой долины, но Москва – в числе претендентов на почетное второе место.

Особенности российского инвестиционного климата были на повестке дня конференции Tech-Crunch Moscow 2013. Ее организатор, глобальный интернет-ресурс TechCrunch.com, представляет собой площадку для обсуждения прорывных технологий и перспективных стартапов, на которой инвесторы могут найти интересные проекты в разных странах мира, а проекты – договориться о привлечении финансирования.

Россиянам не хватает глобальных амбиций

Прелесть интернета как бизнес-среды в том, что амбициозные предприниматели имеют в ней возможность одновременного или последовательного захвата сразу нескольких рынков. Инвесторы же, вкладывающие деньги в компании в разных частях света, могут благодаря интернету легко и быстро перенаправлять свои финансовые потоки из страны в страну. А потому они говорят о готовности вкладывать деньги в российские высокотехнологичные стартапы – при определенных условиях.

Первое из них – наличие у проекта понятной бизнес-модели. «Каждый раз, сталкиваясь с проектом на незнакомом рынке, – заметил Фредерик Курт, партнер Advent Venture Partners, – я думаю, как мы будем из него выходить. Даже в Европе далеко не всегда удается вывести компанию на IPO, но там обычно понятно, есть ли стратегический инвестор среди потенциальных покупателей. В любом случае хочется зафиксировать прибыль».

Условие второе – желательно, чтобы выбранная бизнес-модель работала в разных странах. По мнению зарубежных инвесторов, российским стартапам не хватает глобальных амбиций. «Если вы, создавая бизнес, не задумываетесь о его глобализации, – подчеркнул Наом Канетти, партнер, руководитель технологической практики Ernst&Young, Израиль, – то впоследствии вам будет довольно трудно за нее взяться».

Четыре фундаментальных рынка всегда интересны инвесторам во всем мире: это услуги госсектора, финансовые услуги, здравоохранение и образование. Глобальные расходы на образование сегодня составляют $4 трлн, вдвое больше средств, которые тратятся во всем мире на ИТ, – такие данные привел Дмитрий Чихачев, управляющий директор Runa Capital. И $90 млн из этих 4 трлн, т. е. более 2%, направляется на онлайн-образование. К тому времени, как эта доля станет сопоставимой с долей электронной коммерции в общем торговом обороте (5–10%, в зависимости от страны), считает он, сложится очень хороший рынок.

Найти сферу приложения своих усилий для стартапов не менее, а может быть, даже более важно, чем получить финансирование. В США и в Израиле уже сегодня идет рост инвестиций в B2B-проекты, в создание облачной инфраструктуры, в проекты в области Big Data, тогда как европейских и российских инвесторов в большей степени интересуют стартапы, ориентированные на массовый рынок.

«Когда вы общаетесь с инвестором, – посоветовал Н. Канетти молодым предпринимателям, – постарайтесь убедить его в том, что вы нетипичные русские и будете соблюдать все права и законы, чтобы он был уверен: при выходе из капитала компании у него не будет никаких неожиданностей». Только при этом условии можно рассчитывать на долгосрочные инвестиции – такие, которые предполагает, например, индийский сценарий.

Индийские бизнес-ангелы

В этой стране – где средний возраст населения к 2020 г. составит 32 года, многие молодые люди ездят учиться в США, а по возвращении создают свои стартапы – за последние семь лет сформировался институт бизнес-ангелов (частных инвесторов, вкладывающих деньги в стартап в момент его создания в обмен на возврат средств и акции компании). «Когда мы в 2006 г. хотели вступить в клуб бизнес-ангелов, то выяснилось, что его не существует», – вспоминает Саша Мирчандани, основатель и управляющий директор КАЕ Capital, вместе с Прашантом Чокси организовавший сеть Mumbai Angels. Сегодня она объединяет 150 частных инвесторов, на счету которых 70 сделок на индийском и американском венчурном рынке.

В подходе к развитию инноваций Индия и похожа, и непохожа на Россию. Похожа тем, что и здесь есть проблемы с коммерциализацией результатов обширной научно-исследовательской деятельности. «Я вижу, что реальных инноваций еще маловато», – констатировал П. Чокси. Кроме того, объем индийского рынка, как и российского, позволяет успешно развивать интернет-проекты национального уровня. Отличается же Индия, по мнению Марии Краюхиной из инвестиционной компании ru-Net, более широкой прослойкой среднего и малого бизнеса практически во всех отраслях, а также более высокой ликвидностью активов. «В большинство своих компаний, – отмечает она, – мы вложились в 2012–2013 гг., и хотя о выходе из них думать еще рано, мы уже получали привлекательные предложения от транснациональных компаний».

Правда, нужно понимать, что на сегодняшний день 20% населения страны живет за чертой бедности, это значит, что платежеспособный спрос ограничен, а количество венчурных фондов и бизнес-ангелов растет. Тем не менее инвесторы, в том числе и российские, смотрят на будущее индийского бизнеса с уверенностью. «Мы инвестируем на ранней стадии, у нас очень позитивные оценки этого рынка: страна большая, с высоким потенциалом роста и молодым населением, – отметила М. Краюхина, – а значит, нужно проявить терпение и учитывать культурные особенности».

Частный капитал с госучастием

Российский венчурный рынок, признанный Dow Jones Venture-Source еще по итогам 2012 г. самым быстрорастущим в Европе, в 2013 г. сохранил достигнутые темпы роста и этим, безусловно, интересен зарубежным инвесторам.

«В 2009 г. перед нами была поставлена стратегическая цель – к 2020 г. вывести рынок инвестиций в диапазон от $2 до $10 млрд, – отметил И. Агамирзян, гендиректор и председатель правления РВК. – Сегодня рынок демонстрирует гораздо более высокие темпы роста. Свежий прогноз – 10 млрд к 2016 г.». Однако, несмотря на то что за последние несколько лет частный капитал для российских стартапов стал доступнее, без государственной поддержки интернет-отрасль активно развиваться не будет.

В Российской венчурной компании – фонде фондов, коммерческой организации, на 100% принадлежащей государству, – видят две бреши в финансировании отрасли: инвестиции в ресурсоемкие технологические проекты и инвестиции на ранних (посевных) этапах. При этом, по словам И. Агамирзяна, РВК движется «против течения» – сокращает долю своего капитала на отечественном венчурном рынке, перекладывая эту роль на членов экосистемы, сформированной при непосредственном участии компании. Судите сами: если еще три года назад на ее долю приходилось 25% всех венчурных инвестиций, то к 2013 г. показатель снизился до 5–7%.

Этим РВК, кстати, отличается от государственного венчурного Фонда развития интернет-инициатив, созданного в марте 2013 г. по предложению президента РФ для поддержки социальных проектов в интернете. ФРИИ, объем которого составляет 6 млрд руб., рассчитывает через три года занять 30% российского рынка венчурных инвестиций. Только за первые 4 месяца своего существования фонд проинвестировал 34 проекта.

По оценке Алексея Соловьева (Prostor Capital), в России сегодня действует около 70 венчурных фондов, примерно 40% из которых было создано в 2012–2013 гг. В среднем на один фонд приходится 10 проектов. И хотя 2013 г. в России был ознаменован ростом количества инвестиционных сделок, заключенных на ранних стадиях, в том числе с привлечением частных инвесторов, последние все чаще ощущают нехватку стартапов, интересных для вложения серьезных средств.

Проекты – на учет

Для систематизации лучших российских проектов в области высоких технологий и представления наиболее актуальной и полной информации о них иностранным инвесторам и отечественным венчурным фондам был задуман Russian Startup Rating, RSR. Задача рейтинга – выявить максимальное количество стартапов, включая региональные и нишевые, в области high-tech, биотехнологий и медицины. Под эгидой РВК методологию рейтингования команд разработали независимая компания GreenfieldProject и центр Digital October.

По словам Рината Гарипова (GreenfieldProject), все стартапы, подавшие заявки на участие в рейтинге «ТОП-50 лучших российских проектов», проходят двухступенчатую оценку. На первом этапе администраторы площадки http://russianstartuprating.ru тщательно проверяют поступившую от них информацию, на втором подключаются эксперты – представители венчурных фондов, институтов развития, а также компаний, инвестирующих и покупающих технологии. Они очно или заочно в режиме онлайн общаются с представителями проектов.

Первый «ТОП-50 лучших российских проектов», составленный по результатам анализа более чем 700 заявок, в отборе которых принимали участие 20 венчурных фондов, был представлен в декабре 2013 г. В рейтинг вошли 25 стартапов из сферы ИТ/интернет/Mobile (в их числе несколько конструкторов мобильных приложений и решений в области мобильного эквайринга), 15 проектов в сфере high-tech (3D-печать, обеспечение безопасности, робототехника) и еще 10 связанных с биотехнологиями и медициной – диагностикой хронических заболеваний, например болезни Паркинсона, и мониторингом параметров работы организма. Все они уже известны на рынке и имеют понятную бизнес-модель.

В планах организаторов рейтинга на 2014 г. – создание англоязычной версии площадки и расширение сотрудничества с зарубежными инвестиционными компаниями и фондами, а также увеличение числа рассмотренных проектов. Если эти планы осуществятся, Москва и вправду станет вторым по привлекательности городом для стартапов после Пало-Альто.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!